Эволюция мотива двойничества в творчестве Сергея Есенина
В контексте изучаемого феномена двойничества, с наибольшей остротой
Обнаружившегося на рубеже XIX-XX веков, мы обратимся к творчеству Сергея
Александровича Есенина, в художественном сознании которого данный феномен
Актуализируется особенно ярко. Мы попробуем проследить эволюцию
Двойничества от ранней лирики Есенина до его заключительного произведения
«Черный человек».
Основной чертой, неким стержнем всего творчества Есенина была его
Трагедия — трагедия человека, оказавшегося в промежутке между двумя
Эпохами
Болезненно воспринимало все происходящее вокруг и это отражалось в его
Творчестве, в котором воплощалось его трагическое мироощущения.
Личность Есенина и его творчество можно назвать наиболее ярким,
Открытым примером проявления двойничества. Трагедия Есенина, погубившая
Его, заключалась именно в двоении его сознания на резко полярные полюса,
Олицетворяющиеся по его же словам, в образе «ангелов» и «чертей», которые
Постоянно противостояли друг другу в его душе, вели непрестанную борьбу.
Это душевное раздвоение
Сути, является автобиографией его души, не находящей себе покоя в этом
Бушующем мире. Другими словами можно сказать, что в своем творчестве Есенин
Откровенно описал причины, пути раздвоения своего сознания.
Прежде чем мы перейдем к подробному анализу творчества С. Есенина,
Необходимо указать на то, что обращаясь к мотиву двойничества, а тем самым
И разрушения личности, предельно концентрируя в нем все передуманное и
Пережитое, Есенин скорее всего обращался к созвучным в этом плане
Произведениям литературы ( о которой мы уже говорили в первой части данной
Работы).
Вообще, в рамках литературы в целом, Есенина принято считать
«крестьянским» поэтом. Но на наш взгляд это определение для таланта Есенина
Является очень узким и не играет доминирующую роль в его творчестве. Многие
Считают, что если Есенин вышел из крестьянской среды и не получил должного
Образования, то вряд ли можно говорить о его связях с литературными
Традициями. Но это мнение является ошибочным. Нужно сказать, что
Распространению такого мнения о себе во многом способствовал и сам поэт,
Который, видя, что окружающие принимают его за некого крестьянского «Леля»,
«пастушка», начинал подыгрывать им, закрепляя за собой этот образ.
В итоге об Есенине был создан некий миф, стереотип его образа, который
И по сей день трудно разрушить.
Хотя круг знакомств Есенина был очень обширным, по-настоящему хорошо
Знали и понимали его немногие. На основе воспоминаний тех близких ему
Людей, которые сумели разглядеть его подлинную душу, постоянно прячущуюся
За различными масками, сейчас можно составить правдивый образ поэта,
Развенчав созданный о нем миф.
Несмотря на то, что Есенин и не получил высшего образования, (он
Несколько лет занимался на историко-философском отделении Московского
Городского народного университета им. А. Л. Шанявского), но он был человеком
В высшей степени образованным и начитанным, о чем свидетельствуют многие
Его близкие и друзья в своих воспоминаниях. Так, например А. Р. Изряднова
Утверждала, что он «… вбирал в себя — за день больше, чем иной за неделю
Или месяц». С. А. Толстая — Есенина, И. М. Розанов и многие другие
Вспоминали о том, что Есенин очень много читал, все деньги тратил на книги
И хорошо разбирался во всех литературных вопросах.
М. М. Бахтин в своих лекциях по русской литературе, прочитанных в 20-х
Годах, утверждал: «Говорят, Есенин возник непосредственно из Кольцова, а
Также из глубин народных. Но это не так… Выйти прямо из глубин народных в
XX веке литературное явление не может: оно должно прежде всего определиться
В самой литературе… Чтобы войти в литературу, нужно к ней приобщиться, и
Приобщившись, внести уже свой голос…».
Можно утверждать что влияние на творчество С. Есенина литературных
Традиций было велико. Основываясь на документальных фактах, мы можем
Говорить о большом влиянии, которое оказали как на сознании поэта, так и на
Его творчество такие гении русской литературы, как, например, Пушкин и
Лермонтов: «В середине 20-х годов Есенин любил говорить об А. С. Пушкине и
М. Ю. Лермонтове как о своих поэтических предшественниках». Упоминание о
Них, «ушедших и великих» можно найти в его стихах («На Кавказе», «Русь
Бесприютная», «Письмо к сестре»).
Также неоднократно Есенин упоминал о своем трепетном отношении к Н.
В. Гоголю. И. Н. Розанов в своих воспоминаниях о С. Есенине приводил
Следующие слова поэта: «С течением времени все больше и больше моим любимым
Писателем становился Гоголь. Изумительный, несравненный писатель…».
Таким образом, мы, говоря о преломлении феномена двойничества в
Творчестве Сергея Есенина, можем говорить о художественных традициях данной
Проблемы, решаемой в творчестве писателей, поэтов ХIХ века, которые
Оказали определенное влияние на творческое самосознание С. Есенина.
Общность между Есениным и различными линиями традиций классической и
Новой поэзии легко подтвердить цитатами. Есенин неоднократно упоминал о
Значительном влиянии на него Блока, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Кольцова,
Клюева, Белого и других. Но при этом постоянно подчеркивал: «Крайне
Индивидуален».
Творчество Сергея Есенина можно охарактеризовать как противоречивое
Неоднозначное, сложное, загадочное явление в русской поэзии.
Редкий поэт вызывал такие полярные оценки современников, и
Одновременно был так популярен и любим своим народом. Есенина называли
«певцом голубени», «цветком неповторимым», «беспутным гением»; одни
Превращали его в большевистского поэта, другие — в самого яркого
Представителя антибольшевизма и религиозного мистика /54/.
Личность поэта в оценках современников представляется крайне
Противоречивой.
Таким образом, мы можем говорить о раздвоении личностного сознания
Поэта, в его образе. Также и на всем его творчестве лежит отпечаток его
Душевной раздвоенности, порожденной мучительной потребностью понять себя,
Мир, который его окружает, найти свое место в этом мире.
Двоящееся сознание Есенина выражало общее настроение эпохи, являлась
Одним из проявлений кризисного сознания рубежа ХIХ — ХХ веков.
В раннем творчестве поэта прослеживается раздвоенность его внутреннего
Мира.
С одной стороны, лирический герой Есенина предстает тихим и кротким,
Как и горячо любимая им родина, исполненным грусти, благоговения, он
Молится на «копны и стога», «на алы зори», «причащается у ручья». С другой
Стороны, он с отроческих лет полон буйной страсти:
«… Зацелую допьяна, изомну, как цвет
Хмельному от радости пересуду нет…».
В нем, как и в русском народе, есть нечто лихое, разбойное:
«Не одна ведет нас к раю
Богомольная тропа…».
Не исключает он и такого:
«Я одну мечту, скрывал, нежу,
Что я сердцем чист.
Но и я кого — ни будь, зарежу
Под осенний свист…».
Неоднозначность, раздвоенность внутреннего мира поэта с одной стороны,
Проявляется в жизнеутверждающем, светлом начале, в спокойном умиротворении.
Лирический герой поэта спокойно и радостно взирает на жизнь:
«…Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.