Фантастические образы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
«…Так кто ж ты, наконец?
— Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
В. Гете. «Фауст»
Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — это сложное произведение, в котором переплелись мир действительный и мир легенды, фантастические образы романа так же реальны, как и земные герои.
Воланд и его свита — дьявольское в человеке. Тайно или явно Воланд связан со всеми героями романа. Он «и на балконе был у Понтия Пилата, и в саду,.. и на помосте». Он принимает участие в судьбе Мастера и Маргариты и не
Сила мирской власти Пилата, «творческая одержимость» Мастера, «преступная» любовь Маргариты, мысли и поступки Берлиоза и Бездомного — все это в компетенции дьявола.
Воланд и не скрывает, кто он такой. Его облик, повадка, речи, берет, лихо заломленный за ухо, — все узнаваемо. Разыгрывая сцену с папиросами, Воланд предъявляет Ивану и Берлиозу свой знак — дьявольский треугольник на крышке золотого портсигара.
Но Иван и Берлиоз и теперь не узнают его.
Если кто такой Воланд понимаешь почти сразу,
Рыцарь свой счет оплатил и закрыл».
Меняет свой облик и фантастический персонаж — кот Бегемот, которого в Торгсине и писательском ресторане принимают за человека. Он то щеголь и дамский угодник, говорит по-французски и золотит усы, то толстяк в рваной кепке, бесцеремонный и хитрый, а в заключительной сцене это юноша-паж.
В Коровьеве и Бегемоте Булгаков показал не лучшие стороны человеческой натуры. Но способность фантастических героев к переодеванию и преображению перерастает в идею внутреннего преображения человека. Ведь Воланд только исполняет желания людей.
Дармовых денег желаете? Пожалуйста. Модных тряпок? Берите.
Только в жизни ничего не дается даром. Счет надо оплатить. А цена недаром прожитой жизни — это все-таки милосердие и любов