Фауст: Чернокнижник и чародей
Вслед за мятежным Гецем выплыла из туманов прошлого и встала перед внутренним взором Гете загадочная фигура доктора Фауста. «Чернокнижник и чародей», Фауст жил в те же времена, что и рыцарь с же лезной рукой. Он дышал воздухом того же беспокойного столетия. Жажда высшего знания томила Фауста, она заставила его скитаться из города в город, она толкала его преступить грани дозволенного и заняться «тайными» науками.
Гете читал предание о жизни Фауста в немецких «народных книгах», он видел кукольную комедию о докторе Фаусте на
Действительность соединилась в образе Фауста с легендой, их было невозможно разъять. Легенда гласила, что Фауст заключил договор с чертом, чтобы добиться высшего могущества, постигнуть сокровенные тайны бытия. К чему же пришел он в своих исканиях и в чем действительно заключена высшая истина?
Образ искателя истины все вырастал в сознании Гете. Первые наброски будущей трагедии он сделал в 1773 г.
И другие замыслы возникли у него в это время: трагедия об Эгмонте, герое освободительной борьбы Нидерландов в XVI в., и трагедия
Гордое непокорство, стремление уподобиться творящему божеству, воля к подвигу — прометеев огонь, он не угасал и не угаснет в людях даже в самые страшные и темные эпохи жизни человечества. Искра этого огня горела в чернокнижнике Фаусте, прометеево пламя освещало трудные дороги первооткрывателей — мучеников науки, героев освободительной борьбы, творцов и подвижников.
Трагедию «Прометей» Гете не закончил, до нас дошли лишь ее фрагменты.
Сердце, пламенеющее любовью к земле и людям, «бьется в монологе Прометея, обращенном к Зевсу: О, только б моя земля стояла крепко, И хижина, что выстроил не ты, И мой очаг, что я воспламенил Тебе на зависть. Вызов и обвинение бросает Прометей небесному владыке: Мне тебя чтить? За что?
Разве смягчил ты мученья Обремененного? Разве утишил ты слезы Страхом томимого?
Нет. Люди не должны покоряться богам. Не вздохами, молитвами и жертвами, а собственными руками добывают они все блага и радости жизни. Пусть же род людской уподобится Прометею:
Пусть страждут, пусть плачут, Пусть знают радость и наслажденье И тебя презирают, Как я!
Монолог Прометея с его «взрывами чувств», смелостью мысли, свободной формой стиха — высокий образец философской лирики молодого Гете.