Шариков и «шариковщина»
«…весь ужас в том, что у него
Уж не собачье, а именно человеческое
Сердце. И самое паршивое из всех,
Которые существуют в природе».
М. Булгаков
Когда в 1925 г. была опубликована повесть «Роковые яйца», один из критиков сказал: «Булгаков хочет стать сатириком нашей эпохи». Теперь, на пороге нового тысячелетия, мы можем сказать — он им стал, хотя и не собирался. Ведь по природе своего дарования он лирик.
А сатириком его сделала эпоха. М. Булгакову отвратительны были бюрократические формы управления страной, он
И он бросился в бой на защиту того «разумного, доброго, вечного», что сеяли умы русской интеллигенции. И орудием борьбы Булгаков избрал сатиру. В 1925 г. писатель закончил повесть «Собачье сердце».
Содержание повести — невероятная фантастическая история превращения собаки в человека — представляла собой остроумную и злую сатиру на социальную действительность 20-х годов.
Основой сюжета послужила фантастическая операция гениального ученого Преображенского
От него Шариков унаследовал и сознание своего «пролетарского» происхождения со всеми соответствующими социальными нравами, и ту бездуховность, которая была свойственна обывательской малокультурной среде чугункиных.
Но профессор не отчаивается, он намерен сделать из своего подопечного человека высокой культуры и нравственности. Он надеется, что лаской и собственным примером сможет повлиять на Шарикова. Но не тут-то было.
Полиграф Полиграфович отчаянно сопротивляется: «Все у вас, как на параде… Салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста», а так чтобы по-настоящему, это нет».
С каждым днем Шариков становится все опаснее. Тем более, что у него появляется покровитель в лице председателя домкома Швондера. Этот борец за социальную справедливость и Энгельса почитывает, и статейки в газету пописывает.
Швондер взял шефство над Шариковым и воспитывает его, парализуя профессорские усилия. Ничему полезному этот горе-воспитатель своего подопечного не научил, зато сумел вдолбить очень заманчивую мысль: кто был ничем, тот станет псом. Для Шарикова — это программа к действию. В очень короткий срок он получил документы, а через неделю-другую стал совслужащим и не рядовым, а заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.
Между тем натура у него, что и была — собачье-уголовная. Нужно видеть и слышать, и какими эмоциями он рассказывает о своей деятельности на этом «поприще»: «Вчера котов душили-душили». Впрочем Полиграф Полиграфович одними котами не довольствуется. Своей секретарше, которая по объективным причинам не может ответить на его домогательства, злобно угрожает: «Попомнишь ты у меня.
Завтра я тебе устрою сокращение штатов».
В повести, к счастью, история двух превращений Шарика имеет счастливый конец: вернув собаку в исходное состояние, профессор, посвежевший и, как никогда, веселый, занимается своим делом, а «милейший пес» — своим: лежит на коврике и предается сладостным размышлениям. Но в жизни, к нашему большому сожалению, Шариковы продолжали размножаться и «душить-душить», но уже не кошек, а людей.
Заслуга М. Булгакова состоит в том, что ему удалось с помощью смеха раскрыть глубокую и серьезную идею повести: угрожающая опасность «шариковщины» и ее потенциальные перспективы. Ведь Шариков и его соратники опасны для общества. Идеология и социальные претензии класса-«гегемона» заключают в себе угрозу беззакония и насилия. Безусловно, повесть М. Булгакова — не только сатира на «шариковщину» как агрессивное невежество, но и предупреждение о вероятных ее последствиях в общественной жизни.
К сожалению, Булгакова не услышали или не захотели услышать. Шариковы плодились, размножались, принимали активное участие в общественной и политической жизни страны.
Примеры этого мы находим в событиях 30-50-х годов, когда безвинных и безответных людей травили, как когда-то Шариков по роду службы отлавливал бродячих котов и собак. Советские Шариковы демонстрировали собачью верность, проявляя злость и подозрительность к тем, кто был духом и разумом высок. Они, как и Шариков Булгакова, гордились своим низким происхождением, низким образованием, даже невежеством, защищаясь связями, подлостью, хамством и при всяком удобном случае втаптывая в грязь людей, достойных уважения.
Эти проявления шариковщины очень живучи.
Сейчас мы пожинаем плоды этой деятельности. И никто не может сказать, сколько это будет продолжаться. К тому же, «шариковщина» и сейчас как явление не исчезла, может быть, только поменяла свое лицо.