Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого «Хозяин»
Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних — это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед.
Для других — это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш — эта жизнь!» Поэтому и героев комедии «Хозяин» можно поделить на два лагеря за этими «понятиями» чести.
Очевидно, человеком чести можно назвать юношу Кукушку, на которого Лихтаренко и Феноген клеветали, а Пузырь освободил его как вора. Кукушка говорит клеветникам:
Досадно, что Кукушка выглядел слабее приспешников «хозяйского колеса». Приговор один — доказанный и от отчаяния, он повесился. Существует понятие чести и для родовитого помещика Петра Петровича.
Это он заставляет Пузыря дать деньги на памятник Котляревскому.
Понятие чести присуще дочери Пузыря Соне и учителю гимназии Калиновичу.
По моему мнению, понятие чести существует и для шахмейстра Куртца, который не исчез одурачивать людей и, покупая овец, не хочет наживаться на человеческом горе, делая такую цену, которую просят крестьяне. Это не нравится Пузырю-миллионеру. Для него весь мир становится ареной для купли и продажи.
Это какая-то патологические прожорливость!
К такой когорте принадлежат Лихтаренко, Феноген, Маюфес, Зеленский — нелюди, для которых не существует понятия чести. Потеряв ее давно, они даже не чувствуют нужды в ней. И вместе с тем каждый из них стремится создать иллюзию чести, Например, Маюфес, предлагая Пузырю авантюру с перепрятыванием овец банкрота Петра Михайлова говорит: «Все дело надо вести без документов, и честь!
А ком же поверит: только таким хозяевам, как вы!.. Ваше слово для всех — закон…»
Все они живут по жизненным принципам своего хозяина, приумножая его богатство. Но, «чтобы… была польза! Это коммерческая сделка!»
Итак, актуальность пьесы И. Карпенка-Карого «Хозяин» заключается в том, что она показывает нам яркую картину пор становления капитализма, которая очень похожа на нынешнюю. К сожалению, существуют и сейчас горе-хозяева, которые ратуют лишь за приумножение собственных средств. Сегодняшние «пузыри» и их «спутники» феногены, лихтаренки приносят не меньше бедствия трудовому народу, чем во времена И. Карпенка-Карого.
Где же наши меценаты? Или они так же стремятся к «богатству без единой другой цели» в такое сложное экономическое для Украины время.