Ленинград-Венеция-Петербург: тема города в лирике Иосифа Бродского
Урок первый
Места и местности… действуют на нас, как живые существа, и мы вступаем с ними в самую глубокую и удовлетворяющую дружбу. Вернон Ли
I. Учитель читает эпиграф к уроку и просит учащихся записать его в тетрадь.
У этих «живых существ», по мнению тонкой ценительницы Италии Вернон Ли, есть имя, пришедшее к нам из римской религии, Genius loci . Дарами такой дружбы с «нечеловеческим существом» становятся очарованность, подъем духа, счастливое просветление чувств, воспоминания, которые звучат в наших сердцах подобно мелодии,
Попробуем сегодня справиться с этой двуединой задачей: во-первых, описать сколько-нибудь точно Genius loci популярного вам города, а во-вторых, познакомиться через стихи об этом городе с личностью популярного вам поэта.
Задание 1. Смотрим небольшой фрагмент фильма и записываем по ходу просмотра слова, словосочетания, мысли, вопросы, связанные с тем, что вы видите на экране. Узнали ли вы этот город?
Задание 2. Запишите на своих листах крупно слово ВЕНЕЦИЯ.
Поиграйте с ним: поищите слова, «спрятанные
Из какого текста больше набрали слов?
Задание 3. Напишите миниатюру о Венеции , используя накопленный словесный материал. Прочитайте вслух, что получилось.
II. Учащимся раздаются тексты со стихотворением И. А. Бродского «Венецианские строфы» .
Задание 4. Прочитайте про себя стихотворение, которое является в некотором роде продолжением того, что вы уже слышали, подготовьте его к выразительному чтению — расставьте знаки «партитуры чувств» .
Учащиеся читают стихотворение по строфам .
Задание 5. Как бы вы назвали это стихотворение?
III. Анализ стихотворения Бродского «Венецианские строфы» .
Задание 6 .
Проведите наблюдения над ритмикой , строфикой и звукописью стихотворения. Найдите лексические средства, с помощью которых создается реальная картина города. Проанализируйте синтаксический строй стихотворения.
Завершает работу в группах обмен наблюдениями и мнениями на тему: «Что вы можете сказать о поэте — авторе этих строк?» .
Урок второй
I. Урок-продолжение начинается с рассказа учителя о поэте-петербуржце Иосифе Бродском, который сопровождается мультимедийной презентацией.
II. После рассказа о поэте учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему поэт — коренной ленинградец, почетный петербуржец — завещал похоронить себя в Венеции?»
III. После обсуждения ответов-версий на этот вопрос детям предлагается стихотворение Иосифа Бродского «Стансы городу» .
IV. Составьте «партитуру чувств», объясните, почему выбрано было и подчеркнуто чтением именно такое настроение, такая интонация.
V. Общие Вопросы учителя ко всем учащимся.
Как бы вы назвали это стихотворение и почему? О каком городе идет речь в этом стихотворении и почему автор не называет его по имени? Что помогает узнать Ленинград? Понятен ли вам смысл авторского названия «Стансы городу»?
Нет ли здесь скрытого смысла?
VI. Из предложенного перечня вопросов учащиеся в группе выбирают те два вопроса, на какие они хотели бы ответить, и соответственно готовят ответы. Кроме того, они составляют свои вопросы по стихотворению.
Как связаны строфы стихотворения между собой? Почему горе поэта названо жалким, а земная слава города — неподвижной? О чьей бедной жизни говорит поэт в последней строфе? Что в стихотворении позволяет узнать Петербург?
О каких поэтах вы вспомнили, прочитав стихотворение? Почему? Когда это стихотворение было написано?
К какому периоду творчества Бродского вы его отнесете и почему? Почему поэт ни разу не называет город по имени? Найдите в тексте метафоры и расшифруйте их. Как создается музыка этого стихотворения? Что роднит это стихотворение с «Венецианскими строфами»?
Чем оно отличается от них?
VII. Что, по-вашему, является важнейшим для поэта при создании образа любимого города? Какие ключевые слова, мотивы и лейтмотив, настроение?
VIII. Прослушайте это стихотворение в исполнении автора. Какое настроение у вас создает сам автор таким чтением своего стихотворения?
IX. Вновь задается вопрос, прозвучавший в конце прошлого урока: «Каким вы представляете поэта, написавшего это стихотворение?»
X. Чтение ученических работ по желанию.
XI. Заключительное слово учителя о поэте и его месте в отечественной литературе.
Иосифу Бродскому никогда больше не довелось увидеть ни своих родителей, ни того идеального пространства, которое он почти с маниакальным упорством пытался воссоздать в других местах в течение оставшейся жизни. Он никогда не увидел своей комнаты, потому что никогда не вернулся в родной город; а не вернулся он в родной город потому, что его мышление и действия были линейными: «Человек двигается только в одну сторону. И только — ОТ.
От места, от той мысли, которая пришла ему в голову, от самого себя» . Короче говоря, потому, что с тридцати двух лет он был кочевником, осужденным никогда не возвращаться назад.
Тем не менее он много раз собирался, во всяком случае — мысленно. После получения Нобелевской премии, а главное, после падения тирании, когда появилась возможность вернуться, ему часто задавали вопрос, почему он не едет. Доводов было несколько: он не желал приезжать туристом в родную страну.
Или: он не желал приезжать по приглашению официальных учреждений.
Последний был: «Лучшая часть меня уже там — мои стихи».
XII. Фрагмент фильма о Петербурге Бродского, заканчивающийся чтением его стихов и кадрами Венеции, с которых урок начался.
Домашнее задание
1. Создание мини-антологии по творчеству Бродского на одну из тем: «Венеция Бродского», «Петербург Бродского», «Рождественские стихи Бродского», «Мои любимые стихи Бродского».
2. Вступительная статья об авторе к этому сборнику стихов или интерпретация одного из стихотворений поэта.
Приложение I
А. И. Герцен
Venezia la bella
Отрывок из статьи
Вода, море, их блеск и мерцание обязывают к особой пышности. Моллюски отделывают перламутром и жемчугом свои каюты… Земли нет, деревьев нет, что за беда! Давайте еще больше резных каменьев, больше орнаментов, золота, мозаики, ваяния, картин, фресок.
Тут остался пустой угол — худого бога морей с длинной мокрой бородой в угол! Тут порожний уступ — еще льва с крыльями и с Евангелием Св. Марка. Там голо, пусто — ковер из мрамора и мозаики туда!
Кружева из порфира туда! Победа ли над турками, над Генуей, папа ли ищет дружбы города — еще мрамора, целую стену покрыть иссеченной занавесью и, главное, еще картин. Павел Веронезе, Тинторетто, Тициан — за кисть, на помост: каждый шаг торжественного шествия морской красавицы должен быть записан потомству кистью и резцом…
Один поверхностный взгляд на Венецию показывает, что это город крепкий волей, сильный умом, республиканский, торговый, олигархический, что это — узел, которым привязано что-то за водами, — торговый склад под военным флагом: город шумного веча и беззвучный город тайных совещаний и мер…
Иосиф Бродский
Стансы городу
Да не будет дано умереть мне вдали от тебя, в голубиных горах, кривоногому мальчику вторя. Да не будет дано и тебе, облака торопя, в темноте увидать мои слезы и жалкое горе.
Пусть меня отпоет хор воды и небес, и гранит пусть обнимет меня, пусть поглотит, мой шаг вспоминая, пусть меня отпоет, пусть меня, беглеца, осенит белой ночью твоя неподвижная слава земная.
Все умолкнет вокруг. Только черный буксир закричит посредине реки, исступленно борясь с темнотою, и летящая ночь эту бедную жизнь обручит с красотою твоей и с посмертной моей правотою.