«…Эти были оплатили мы платой самою большой»
Русскую поэзию всегда отличала высокая гражданственность, или, по Пушкину, «дум высокое стремленье». Высокой гражданственностью проникнуто и творчество поэта Александра Трифоновича Твардовского. Великие события времени неизменно были предметом его изображения и глубоких переживаний-размышлений. Личность Твардовского глубоко трагична.
С одной стороны — убежденный коммунист, не избежавший общей участи воспевать все великие и страшные переломы в стране после Октября, с другой — свидетель того, какой ценой заплатил народ за
Поэма «За далью — даль», впервые опубликованная в 1987 году, — это развернутый лирический монолог о непростых судьбах родины и народа, о сложном историческом пути страны, о внутренних переменах в духовном мире человека XX века. О том, что это лирический монолог — исповедь души, Твардовский говорит уже во вступлении к поэме:
Перед лицом ушедших былейНе вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатилиМы платой самою большой…
Поэма состоит из трех частей. В первой части, «Перед отлетом», поэт рассказывает о встрече с другом детства на станции Тайшет. После
Эта встреча пробудила в авторе воспоминания о своей молодости, юношеских мечтах и планах. Это были чистые и красивые мечты: жить и трудиться на благо Родины, а если надо, то отдать за нее жизнь. Поэт с горечью вспоминает тех наивных молодых людей, которые и помыслить не могли, какие испытания готовит им время:
Сомненья дух нам был неведом;Мы с тем управимся добромИ за отцов своих и дедовЕще вдобавок доберем…Мы повторяем, что напастиНам никакие нипочем, Но сами ждали только счастья, — Тому был возраст обучен.
Вторая часть «Сын за отца» — самая трагическая. Это раздумья о драматической судьбе своей раскулаченной семьи. Александр Трифонович, сын смоленского крестьянина. Вся его семья, за исключением самого поэта , была раскулачена и сослана в Сибирь.
Твардовский ничего не смог сделать для родных, фактически он отказался от них. Эта незаживающая рана болела у поэта всю жизнь, и боль вылилась в поэму «По праву памяти».
Конец твоим лихим невзгодам, Держись добрей, не прячь лица. Благодари отца народов, Что он простил тебе отца. Твардовский не снимает с себя вины за все, что произошло:Давно отцами стали Дети,Но за всеобщего отцаМы оказались все в ответе, И длится суд десятилетий, И не видать еще конца.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем провинились целые народы, репрессированные, изгнанные из родных мест, кто допустил такое положение, когда один человек в стране решал судьбу целых народов:
Он говорил: иди за мною, Оставь отца и мать свою, Все мимолетное, земноеОставь — и будешь ты в раю.
И оставляли, и забывали, «откуда вышел родом», и предавали. Вот за это все мы в ответе, считает Твардовский.
Третья часть поэмы называется «О памяти». Поэт утверждает право человека на память на то, чтобы не забывать ничего. Память — это привилегия человека, и, пока он помнит все, что было, существует гарантия того, что подобное не повторится вновь. Хотя иные и твердят, что пора предать те страшные годы забвению:
Забыть, забыть велят безмолвно, Хотят в забвенье утопитьЖивую боль. И чтобы волныНад ней сомкнулись. Быль — забыть!
Нет, утверждает Твардовский:Кто прячет прошлое ревниво, Тот вряд ли с будущем в ладу.
Эта поэма — своего рода покаяние поэта за свои юношеские поступки, за ошибки молодости. И он предостерегает нас, людей другого поколения, от подобных ошибок. «Одна неправда нам в убыток, и только правда ко двору» — эти слова большого поэта звучат актуально и сегодня.