Рабочая программа по элективному курсу «Мы в мире экономике» 11 Класс — скачать бесплатно
Рег. №___________
МУНИЦИПАЛЬНО БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ГАРМОНИЯ» Г. МОЖАЙСКА
Рассмотрено Утверждаю
На заседании МО Директор
Протокол № » «______2015г. ______________Н. Н. Евтушенко
Руководитель МО от «___»_________2015 г.
Волобуева_И. С.
«_____»___________2015 г.
Заместитель директора по УВР
Андриксонова Е. А.
Рабочая программа
По элективному курсу «Мы в мире экономике»
Для 11 Класса среднего полного общего образования
Учителя Любимовой Н. Г.
Г.
Пояснительная записка.
Цели курса :
Развивать интеллектуальные и практические умения учеников в области экономики;
Сформирование устойчивое понимание экономических терминов и понятий;
Познакомить учеников с проблемами в области экономики;
Научить навыкам правильного решения задач;
Научить анализировать нужную информацию;
Научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.
Задачи курса:
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
Способствовать
Развивать логическое, творческое и аналитическое мышление;
Способствовать развитию коллективной работы.
Методы:
Мозговые штурмы ;
Энергизаторы ;
Групповые работы ;
Тесты ;
Выполнение разных заданий .
Ролевая игра — это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной или профессиональной ситуации;
Проектная работа.
Актуальность и педагогическая целесообразность.
В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика — это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений.
Экономическая наука изучает, прежде всего, экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населению.
Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука. Экономическое образование в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место в планах средних учебных заведений. У учеников ощутимо растет интерес в данной области знания и профессиям, связанным с экономикой.
Я назвала свой курс: «Мы в мире экономики!» Этот курс рассчитан на учеников 11 класса. Продолжительность курса — полгода, по одному занятию в неделю — 17 учебных часов.
Учебно-тематический план
Название темы | К-во часов | ПР | Дата проведения | |
1 | «Что такое экономика?» | 2 | 6.09-13.09 | |
2 | «Экономические системы». | 2 | 20.09-27.09 | |
3 | «Спрос». | 1 | 4.10 | |
4 | «Предложение». | 1 | 11.10 | |
5 | «Равновесие рынка». | 1 | 18.10 | |
6 | «Потребление, сбережения, вклады, инвестиции». | 1 | 25.10 | |
7 | «Бизнес и предпринимательство». | 2 | 1.11-8.11 | |
8 | «Финансирование бизнеса». | 1 | 15.11 | |
9 | «Производство и производительность». | 2 | 22.11-29.11 | |
10 | «Рынок труда». | 1 | 6.12 | |
11 | «Конкуренция». | 1 | 13.12 | |
12 | «Государство и рыночная экономика». | 2 | 1 | 20.12-27.12 |
Всего | 17 | 1 |
Содержание программы
Содержание | Количество часов | |
«Что такое экономика?» | «Основы экономики». Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора. «Основные экономические вопросы». Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика. | 2 |
«Экономические системы». | «Рыночная экономика». Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность. «Кругооборот рыночной экономики». Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства. | 2 |
«Спрос». | «Закон спроса». Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. «Рыночный спрос». Бизнес и кривые спроса. Эластичность спроса по цене . Эффект цены и изменение спроса . | 1 |
«Предложение» | «Предложение и эффект цены». Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение . «Эластичность предложения по цене». Ценовая эластичность предложения. Эффект цены и изменение предложения . | 1 |
«Равновесие рынка» | «Рыночное равновесие и совершенная конкуренция». Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. «Функции рыночных цен». Информационная функция. Распределительная функция. Мотивирующая функция. Дифференцирующая функция. Равновесие и эффективность рынка. | 1 |
«Потребление, сбережения, вклады, инвестиции». | «Источники дохода. Вклады и инвестиции». Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет . Вклады и инвестиции. (цели вкладчиков и инвесторов, банковские вклады, инвестиции в ценные бумаги, коллективное инвестирование. «Потребительский кредит. Защита интересов прав потребителей». Преимущества кредита. Недостатки кредита. Получение и использование кредита. Риск и страхование (личное страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности. Защита интересов и прав потребителей. | 1 |
«Бизнес и предпринимательство». | «Признаки классификации предпринимательской деятельности». Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно — правовые формы предпринимательства. «Экономическая роль малого бизнеса». Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес. | 2 |
«Финансирова-ние бизнеса». | «Финансовые рынки». Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса. «Фондовый рынок». Первичный и вторичный рынок. Рынок акций. Рынок облигаций. Интерактивное инвестирование. Регулирование фондового рынка. Финансовый учет и отчетность. | 1 |
Производство и производитель-ность». | «Как измеряется валовой внутренний продукт». Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность . «Управление». Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности. | 2 |
«Рынок труда» | «Как рыночные силы определяют цену труда?» Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда . «Организация рынка труда». Социальное партнерство. Коллективные переговоры и договоры. Трудовые споры и конфликты. Ассоциации предпринимателей. Современные тенденции в сфере трудовых отношений. | 1 |
«Конкуренция». | «Конкуренция и координация». Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная власть . «Виды слияния бизнеса. Информация и обмен». Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. Совместные предприятия. Информация и обмен. Маркетинг. Продукт, политика цен, продвижение. Способ распространения. | 1 |
«Государс-тво и рыночная экономика». | «Государственное регулирование… | 2 |
Практическая работа № 1: «Мы в мире экономики» | ||
Всего | 17 |
Планируемые результаты изучения предмета
С указанием видов и формы контроля
Контроля | Контроля | ||
«Что такое экономика?» | Знать: Основы экономики. Производственные ресурсы. Макроэкономика и микроэкономика. Уметь: Определять границу производственных возможностей. | Текущий контроль | Фронтальный опрос, тестирование |
«Экономические системы». | Знать: » Экономические системы». «Кругооборот рыночной экономики». Экономические модели. Деньги и бартер. Уметь: Определять экономическую роль государства; называть средства обмена и обращения. | Текущий контроль | Блиц-опрос |
«Спрос». | Знать: «Закон спроса». Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Уметь: указывать на эффект цены и изменение спроса . | Текущий контроль | Работа с карточками |
«Предложение». | Знать: » Предложение и эффект цены». Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение. Уметь: Определять себестоимость товаров. | Текущий контроль | Оценка опорных конспектов |
«Равновесие рынка». | Знать: «Рыночное равновесие и совершенная конкуренция». Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. Уметь: Называть «Функции рыночных цен» | Текущий контроль | Письменная проверка |
«Потребление, сбережения, вклады, инвестиции». | Знать: «Источники дохода. Вклады и инвестиции». Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет. Уметь: Указывать на преимущества кредита, его недостатки; различать виды страхования. | Текущий контроль | Блиц-опрос |
«Бизнес и предпринимательство». | Знать: Признаки классификации предпринимательской деятельности». Понятия бизнес и предпринимательство. Уметь: Объяснять экономическую роль малого бизнеса. | Текущий контроль | Работа с карточками |
«Финансирование бизнеса». | Знать: Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Уметь: различать первичный и вторичный рынок. | Текущий контроль | Тестирование |
«Производство и производитель-ность». | Знать: Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. Уметь: Объяснять парадокс производительности. | Текущий контроль | Тестирование |
«Рынок труда». | Знать: Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда Уметь: Называть организацию рынка труда | Текущий контроль | Блиц-опрос |
«Конкуренция». | Знать: Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Уметь: Давать определения: Горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция. Конгломерат. Поглощение. | Текущий контроль | Письменная проверка |
«Государство и рыночная экономика». | Знать: Государственное регулирование Уметь: защищать проектную деятельность | Текущий контроль | Защита проекта |
Календарно-тематический план
Тема урока | Срок изучения | Основное содержание темы, термины, понятия | Общие учебные умения | Специальные предметные умения | Эксперемент, оборудование | |
По плану | Факти-чески | |||||
1 | Основы экономики. | 6.09 | Производственные ресурсы. Ограниченность. Альтернативная стоимость. Граница производственных возможностей, проблема выбора. | Объяснять значение понятий; | Определять границу производственных возможностей. | Презентация |
2 | Основные экономические вопросы. | 13.09 | Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком объеме? Как должны быть произведены товары и оказаны услуги? Кто получает и использует эти товары и услуги? Макроэкономика и микроэкономика. | Анализировать информацию | Определять объем товаров и услуг. | Презентация |
3 | Экономические системы | 20.09 | Рыночная экономика». Экономические системы: рыночная, командная, традиционная, смешанная. Частная собственность. Ценовая система. Предпринимательская деятельность. | Анализировать, составлять схемы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | Различать экономические системы. | Презентация, карточки |
4 | «Кругооборот рыночной экономики». | 27.09 | Экономические модели. Деньги и бартер. Средство обмена или обращения. Средство измерения. Средство сбережения или сохранения. Эффективность рыночной системы. Экономическая роль государства. | Использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи. | Объяснять эффективность рыночной системы. | Презентация |
5 | Закон спроса. | 4.10 | Покупательная способность. Убывающая предельная полезность. Заменители. Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. | Владеть навыками анализа и синтеза. | Объяснять определения: Эффект цены. Эффект дохода. Эффект замены. | Презентация |
6 | Предложение и эффект цены. | 11.10 | Предложение. Себестоимость. Предельные издержки. Кривое. Закон предложения. Рыночное предложение . | Пользоваться поисковыми системами интернета | Определять себестоимость товаров | Карточки |
7 | Рыночное равновесие и совершенная конкуренция. | 18.10 | Равновесная цена. Равновесные рыночные цены и фактор времени. Механизм формирования равновесной цены. Дефицит. Избыток. | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи | Различать функции денег. | Презентация |
8 | Источники дохода. Вклады и инвестиции. | 25.10 | Доход от труда. Доход от собственности. Сбережения. Бюджет | Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи. | Различать виды дохода. | Презентация |
9 | Признаки классификации предпринимательской деятельности. | 1.11 | Понятия бизнес и предпринимательство. Субъекты хозяйственной деятельности, Цель деятельности. Вид деятельности. Формы собственности. Количество собственности. Организационно — правовые формы предпринимательства. | Решать проблемные вопросы | Давать определения понятиям бизнеса и предпринимательства. | Презентация |
10 | Экономическая роль малого бизнеса. | 8.11 | Понятие и критерии малого бизнеса. Отраслевая структура малого бизнеса. Преимущества малого бизнеса. Факторы, ограничивающие малый бизнес. | Владеть навыками анализа и синтеза. | Определять критерии малого бизнеса | Карточки, презентация |
11 | Финансовые рынки | 15.11 | Финансовые ресурсы. Финансовые рынки. Финансирование с помощью займов. Финансирование с помощью выпуска акций. Внутреннее финансирование. Финансирование малого бизнеса. | Пользоваться ресурсами интернета | Понимать определение финансирования | Презентация |
12 | Как измеряется валовой внутренний продукт | 22.11 | Валовой национальный продукт. ВВП и экономическое благосостояние. Номинальный и реальный ВВП. ВВП и ВНП на душу населения. Производительность | Находить нужную информацию | Определять ВВП | Учебник географии 10 класса |
13 | Управление | 29.11 | Функции управления. Стратегия управления. Парадокс производительности. | Анализировать информацию | Определять функции управления | Презентация |
14 | «Как рыночные силы определяют цену труда?» | 6.12 | Рабочие силы. Изменения на рынке труда. Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда | Составлять схемы | Определять факторы определяющие дифференциацию в оплате труда | Презентация |
15 | Конкуренция и координация. | 13.12 | Виды рыночной конкуренции. Структура рынка. Чистая ценовая конкуренция. Рыночная | Владеть навыками анализа и синтеза. | Различать виды рыночной конкуренции | Презентация |
16 | «Государственное регулирование… | 20.12 | Государственное регулирование | Находить нужную информацию | Определять функции государственного регулирования | Презентации |
17 | Защита проектов курса «Мы в мире экономике» | 27.12 | Основные определения курса | Выступать перед одноклассниками | Отвечать оперируя экономическими терминами | Презентация |