Влияние социально-политического кризиса на культуру
Конец XIX столетия обнажил глубочайшие кризисные явления в экономике Российской Империи. Реформа 1861 года отнюдь не решила судьбу крестьянства, мечтавшего о «земле и воле». Эта ситуация обусловила появление в России нового революционного учения — марксизма, делавшего ставку на рост промышленного производства и новый прогрессивный класс — пролетариат. В отличие от общинного крестьянства он был свободен от собственности, объединен условиями коллективного труда и был готов идти до конца в борьбе за коммунистический идеал общественной
Прежние методы народников-просветителей и народников-террористов окончательно отошли в прошлое. Марксизм предлагал кардинально иной, научный метод, досконально разработанный теоретически. Не случайно «Капитал» и другие работы Карла Маркса стали настольными книгами для многих молодых людей, в помыслах стремившихся построить идеальное «Царство Справедливости».
Бунтари-герои романов, повестей и пьес писателя абсолютно и бесповоротно отвергают христианский гуманизм Достоевского и Толстого о страдании и очищении им. Горький считал, что революционная деятельность во имя переустройства мира преобразует и обогащает внутренний мир человека. Например, Пелагея Ниловна — героиня романа «Мать», ставшая на путь революционной борьбы, испытывает чувство любви Матери не только к своему сыну-революционеру, но и ко всем угнетенным и обездоленным мира сего.
Описание событий в романах и других произведениях Горького значительно изменило отношения художника-творца и общественного организма. Литература становилась «частью общепролетарского дела, колесиком и винтиком единого общепролетарского механизма» согласно В. И. Ленину. Взрыв бунтарства охватил художественные круги. Так, стремление к «бунту на земле и небесах», подобно ослепительной вспышке проявило себя в ранней поэзии В. Маяковского, в произведениях В. Хлебникова, А. Крученых, Д. Бурлюка, в живописи К. Малевича, М. Шагала, П. Филонова, опять же Д. Бурлюка, в скульптуре В. Татлина и других радикалов-футуристов, для которых потребительские, «вещные» язвы XX столетия противопоставлялись глобальным утопиям, где политика, индустрия и искусство были единым целым.
Человеческий разум рвался за пределы Земли, в космическую неизвестность, как, например, в утопическом романе Александра Богданова «Красная Звезда». Не правда ли, символичное название? Другая группа деятелей культуры культивировала к идею духовной революции. Поводом для этого стало убийство Александра II 1 марта 1881 года и поражение революции 1905 года. Философы и художники призывали к внутреннему совершенствованию человека.
В национальных особенностях русского народа они искали способы преодоления кризиса позитивизма, чья философия получила распространение в начале XX века. В своих исканиях они стремились найти новые пути развития, способные преобразовать не только Европу, но и весь мир. В это же время происходит невероятный, необычайно яркий взлет русской религиозно-философской мысли.
В 1909 году группа философов и религиозных публицистов, в числе которых были Н. Бердяев, С. Булгаков и др., выпустила философско-публицистический сборник «Вехи», чья роль в интеллектуальной истории России XX века неоценима. «Вехи» и сегодня кажутся нам как бы присланными из будущего», — именно так скажет о них другой великий мыслитель и правдоискатель Александр Солженицын. «Вехи» раскрыли опасность бездумного служения каким бы то ни было теоретическим установкам, обнажив моральную недопустимость веры в универсальную значимость общественных идеалов. В свою очередь они подвергли критике естественную слабость революционного пути, подчеркнув его опасность для русского народа. Однако слепота общества оказалась куда страшнее. Первая Мировая война обернулась для страны катастрофой, подтолкнув ее к неминуемой революции.
Февраль тысяча девятисот семнадцатого года и последовавшее за ним безвластие привело к Октябрьскому перевороту. В результате Россия обрела совсем другое лицо. На протяжении конца XIX — начала XX века главным фоном литературного развития были трагические социальные противоречия, а также двойственное сочетание трудно протекавшей экономической модернизации и революционного движения. Быстрыми темпами происходили изменения в науке, менялись философские представления о мире и человеке, бурно развивались близкие к литературе искусства.
Научные и философские взгляды в определенные этапы истории культуры кардинально влияют на творцов слова, которые стремились отразить парадоксы времени в своих произведениях. Вспомните эпоху итальянского Ренессанса, когда искусство и наука шли рука об руку. Не был исключением и серебряный век русской литературы.