Бим — характеристика персонажа
Произведение: Белый Бим Черное Ухо
БИМ-шотландский сеттер с трагической судьбой. О Биме читатель узнает от автора повести и от одного из ее героев — хозяина собаки, литератора, записывающего иногда свои впечатления от жизни. Оба рассказчика вполне солидарны в своем трепетном отношении к живой природе, частью которой является Бим; оба, что называется, «русские интеллигенты» с присущей этой людской породе любовью-жалостью к «братьям нашим меньшим», с острым ощущением вины человека перед преданной беззащитностью домашнего зверя.
Однако породистость собаки в данном случае — не знак кастовой избранности . В повести, написанной в «советские времена», комплекс особенностей собаки осторожно именуется «интеллигентностью», тогда как Бим — настоящий собачий принц, аристократ по всем статьям . Это обстоятельство
Горделивая пластика охотничьей собаки, ее спокойное достоинство, «хореографическая» изысканность ее поведения оскорбляют Тетку и подобных ей. А рыцарственное благородство и бескорыстность Б. делают его чужаком среди эгоистически озабоченных людей. В известном смысле Б.- посланец. Он — наследник многовекового культурного движения: ведь охотничья собака — немаловажное свидетельство наполненного диалога человека с животным, говорящего об уровне духовного развития социума.
Б.- живой «осколок» ушедшей культуры с ее прихотливой сложностью, кажущейся эстетической избыточностью, с воплощенным в ней кодексом чести. В то же время в семантике образа собаки ощутим традиционный для европейской литературы мотив: природа, испытывающая цивилизацию на соответствие естественному закону живого мира. История Б., написанная с несентиментальным пониманием собачьей сущности, может быть истолкована в духе архетипического сюжета о скитаниях принца-изгоя, гибнущего от людской злобы, а сам герой вполне вписывается в архетипический образ «гонимого ребенка».
В этом смысле образ Б.- продолжение русской литературной традиции «очеловечивания» животных, представленной Хол-стомером Л. Толстого. Мученичество собаки — тема не новая для европейского мышления. Б.- своего рода литературная реинкарнация святого Гинфора , безвинно убиенной борзой, почитавшейся в средние века в одном из христианских приходов Франции.
Герой повести Троепольского может быть охарактеризован как «катартический персонаж». Мученичество и смерть собаки «просветляют» и очищают косное, гнетуще-безысходное социальное пространство, в котором пес прожил свою короткую жизнь.