Многообразие тематики одного из произведений русской литературы XIX века
Именно «многообразием тематики» замечательно произведение Салтыкова-Щедрина «За рубежом». Множество стран, города и веси, калейдоскоп лиц, образов, ослепительные выводы, сравнения и обобщения. Чего стоит лишь символ «мальчика в штанах и без штанов», переданный в форме блестящего диалога! Появление очерков «За рубежом» в «Отечественных записках» 1880-1881 годов привлекло большое внимание русского общества и печати. Не было, кажется, ни одной сколько-нибудь видной газеты в столицах и в провинциях, которая так или иначе не
За весьма малыми исключениями, эти отклики носили чисто информационный характер. Многие же газеты и журналы ограничились перепечаткой наиболее «сенсационных» мест из очередной главы. Последнее мотивировалось обычно трудностью пересказа и анализа салтыковской прозы, без риска обеднить ее идейно и художественно. Образ «рассказчика» играет в «За рубежом», как и в других произведениях Салтыкова, важную роль, в частности, в композиции.
Путевые впечатления «рассказчика» — движущая сила повествования, а его рассуждения и пояснения, его участие в событиях
Образу «рассказчика» Салтыков часто придает черты собственной личности и биографии . С другой стороны, тот же «рассказчик» выступает в обличье идейного политического антипода писателя . Поразительны свобода и мастерство, с которыми Салтыков меняет эти «маски», переходит из одной тональности в другую . Так, гротескная сцена обеда «рассказчика» с сенатором Лабуле начинается со строго реалистического описания эпизода из парижской жизни самого Салтыкова — его поездки в Версаль весной 1876 года. Философско-историческая публицистика опять-таки самого Салтыкова на темы, «утешает ли история» и «можно ли жить с народом, опираясь на оный», иллюстрируется гротеском-диалогом «торжествующей свиньи» с «правдой». Это введение струи сатирической фантастики в реальнейшие описания, комического в трагическое, иронического в патетику и т. д. придает идейно-художественной системе «За рубежом» полифоническую глубину и широкоохватность. Динамичность структуры «За рубежом» сочетается с композиционной ясностью, устойчивостью и цельностью, что присуще не всем произведениям Салтыкова. Динамичность определяется во многом самим жанром книги: «автор» путешествует и делится с читателем впечатлениями от постоянно возникающих и меняющихся предметов наблюдения.
Композиционной же стройности книги способствовало то, что ее очерки-главы писались сомкнуто, одна за другой, без обычных для Салтыкова отвлечений на другие замыслы и работы. Жанр «путевых очерков» осложнен введением в изложение ряда других форм и приемов: публицистических «отступлений», автобиографических воспоминаний, историко-бытовых экскурсов, философско-исторических рассуждений, сатирических сцен диалогов и т. д. В последней названной форме, новой для себя, Салтыков создал три шедевра: «Мальчик в штанах и без штанов» , «Граф и репортер» и «Торжествующая свинья, или Разговор свиньи с правдою» . «Вторжение» в избранную основную форму элементов других жанровых и структурных форм, осуществленное с полной композиционно-сюжетной свободой, не нарушает, а усиливает у читателя ощущение единства общего строя книги. Многообразие художественных приемов в «За рубежом», как и в других произведениях Салтыкова, «контрапунктно». Все способы изложения всегда подчинены разработке ведущих «голосов» тем, что содействует разносторонности и глубине, раскрытию основного замысла. Книга «За рубежом» богата широкими обобщениями.
Критика Салтыковым отечественной отсталости исполнена историзма. Вместе с тем она основана на современности и предпринята ради будущего. «Всегда эта страна, — пишет Салтыков, — представляла собой грудь, о которую разбивались удары истории. Вынесла она и удельную поножовщину, и татарщину, и московские идеалы государственности, и петербургское просветительское озорство, и закрепощение. Все выстрадала и за всем тем осталась загадочною, не выработав самостоятельных форм общежития». Слова эти свидетельствуют прежде всего о глубоком историческом осмыслении Салтыковым причин вековой отсталости России от старых стран Запада.
Вместе с тем в них содержится одно из многих заявлений писателя-демократа и утопического социалиста о том, что ни одна из «форм общежития», возникавших до сих пор на русской национально-государственной почве, не отвечала коренным интересам народа, трудовых масс.