«Пророк» анализ стихотворения Лермонтова
Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели Лермонтова оставались считанные недели. Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни.
Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, еще раз убедился, что жребий их печален в этом мире.
Горечь в стихотворении ощущается с первой строфы: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Обобщение «людей»
Зная, что именно должно быть ценимо в земной жизни, пророк не может молчать. Но, говоря об этом знании, о настоящих ценностях, он подвергается гонениям. И проявляет слабость — уходит от людей.
В пустыне лирический герой находит мир: живет, «как птица, даром Божьей пищи», его слушают звезды и ему покорны твари земные. Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья? Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться
Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.
Из семи строф стихотворения только одна, четвертая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба», «бросали каменья», «бежал я нищий», «самолюбиво», «глупец». А последняя строфа полностью состоит из порицания: «угрюм, худ, бледен», «наг и беден», «презирают все его».
Горечь лирического достигает здесь своего апогея, и то, что стихотворение обрывается на высказывании самодовольного старца, не дает никакой надежды на изменение отношения к пророку. Это же подчеркивается и преемственностью поколений: «старцы детям говорят», то есть из года в год на поэтов смотрят и будут смотреть, как на отверженных. Поэтому после прочтения стихотворения остается впечатление полной безнадежности.
Написанное Четырехстопным ямбом, произведение насыщено устаревшими словами и формами: «судия», «в очах», «главу», «град». Это придает словам пророка торжественность, вызывая ассоциации со священными текстами. Тем большее складывается впечатление, что ясновидение не обманывает лирического героя, и жизнь земная останется такой же бездуховной, и пророческий голос не будет услышан людьми.
Лермонтов, и всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчетливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остается в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.