Ортодоксальные ежики

«В корнях старого ду­ба, — написано в од­ном рассказе Майи Кучерской из сборника «Современный патерик», — жил в своей норке православный ежик». Ежик уже успел крестить всех зверей, жучков и паучков в лесу. Только белочка отказывалась креститься, потому что очень боялась окунаться в воду.

Но ежику удалось соблазнить белочку ореховыми четками и погрузить ее в воду. Пока он читал над новообращенной молитвы, она захлебнулась. «Слава Богу, — сказала божья коровка, — она умерла православной».

Автор рассказа пародирует

примитивность богословско-фи­ло­логических методик, которые порой бытуют в православных гимназиях. Но Кучерской не приходило, наверно, в голову, что ее пародия может обернуться жизненной ситуацией и куда более грустной. Ее бедный ежик потопил всего одну белочку.

При этом он ведь и в самом деле верил и норовил распространять добро.

А ну как явится не ежик, а бык или, не дай Бог, крокодил? И начнет экспериментировать не над одной белочкой, а над целым классом.

Не считайте, пожалуйста, что у меня больная фантазия или некая идея-фикс. Уважаемый нами журнал «Литература в школе» напечатал в № 9 за этот год статью

профессора С. А. Зинина «Литература в школе или школа без литературы?», в которой предлагается через произведения словесности внедрять в учеников нашу добрую христианскую веру: «Книга сегодня уходит из домашнего обихода, но одновременно с этим наблюдается постепенное возрождение традиций Православия, растет интерес к духовному наследию предков. А русская классическая литература, как другие виды искусства, является носительницей христианской культуры…

Разве можно, не зная азов законов религиозного искусства, судить о тех или иных достоинствах многих литературных шедевров?.. Вывод напрашивается сам собой: и курс «Основы русской православной культуры», и школьный историко-литературный курс — звенья одной цепи, скрепляющей нацию и имеющей государство­образующее значение».

Оно понятно: поскольку литература теперь на обочине школьной программы, а авторитетом ЕГЭ никого заниматься не заставишь , то хорошо б придать нашим филологическим трудам хоть какой-нибудь смысл. Вот автор и догадался, что смысл этот должен быть религиозным: «По нашему глубокому убеждению, движение к вере и интерес к «большой» литературе должны представлять собой не разнонаправленные тенденции, а стать составляющими единого движения к сохранению традиций оте­чественной культуры… Сегодня идет борьба за души наших детей, и потому писатели выступают учителями, а учителя выступают если не как писатели, то от имени писателей. Иначе сегодня нельзя. Отбросим «бредни» 90-х годов о ненужности «воспитывающего» обучения, о «совковости» воспитательного подхода к преподаванию литературы.

Ныне как никогда нужны ненавязчивые, нелукавые нравственные проповеди, источник которых, как и прежде, заключен в лучших, вершинных творениях литературного гения». Способность преподавателя литературы воспитывать будет в финале статьи связана со способностью «проповедовать, учительствовать в широком смысле слова, как это делает в своих произведениях известный писатель Владимир Крупин».

Напомню: речь идет не о православной, а о массовой школе. Как быть, если случится, что преподаватель — заядлый материалист? Как он будет насаждать веру? Ханжески? Лицемерно?

Если он при этом порядочный филолог, то в лучшем случае он сможет показать, как обстоит дело с верой в лирике Лермонтова, в его романе или в романах Льва Толстого. Объяснить, почему верить — это хорошо, ему будет трудно или вовсе невозможно.

Вера — вещь тонкая и очень личная. Даже среди священников не так уж много деликатных и просвещенных людей, которые умеют привести человека к вере или, вернее, к тому, что он сам почувствует необходимость в ней. Большинство взывает и поучает, как это должно быть.

Стоит ли превращать учителей в плохо обученных миссионеров?

Мне так и видится картина грядущего благоденствия: все ученики, учителя и чиновники от просвещения станут по щучьему велению правоверными. Инспекторы отныне требуют с педагогов не только процент успеваемости, но и процент православной просвещенности. Можно ввести пятибалльную систему. Ставить истинно верующим — «5». Слабо убежденным — «3».

А отпетым материалистам — «2». Знай наших! И не допускать этих нечестивцев до ЕГЭ.

Пусть идут в грузчики.

Анекдот, который, печалясь о своем, рассказала мне директор православной гимназии, может стать провиденциальным.

Волк крестился. Встречает он Зайчика и кается:

— Прости меня, Зайчик, я обижал тебя и всех ваших. Я теперь православный.

— Ну, что ты, Волчина, конечно.

Бежит лисенок. Он и к нему:

— Прости меня, Лис, я вас обижал… теперь я православный.

Лис простил.

А тут идет Гусь. Волк к нему с тем же, а он в ответ «Шш-ш!» Волк свое, а он опять: «Шш-ш!» После третьего «Шш-ш!» Волк его съел. Сбежались зверики:

— Как же так, Волк? Ты ж теперь православный!

— А пусть не шипит на святого.

Раньше опасность породить таких кротких праведников грозила лишь некоторым профессиональным клирикам, чрезмерно гордым своим служением единственной и абсолютной истине. Теперь нам предлагают эту армию многократно увеличить.

Народ мы лихой и любим рубить сплеча и без раздумий. Не успели наши мыслители девятнадцатого века догадаться, что спасет нас вера и истинно православный мужик, как пришли бомбометатели, а за ними большевики, и мы запели:

Долой, долой монахов, раввинов и попов! Мы на небо залезем, разгоним всех богов.

Ленин уточнил: не разгоним, а расстреляем как можно больше этой «черной сволочи». А храмы повелел разрушить или обезобразить.

Разрушили. Постреляли. Самые ретивые предлагали во имя светлого будущего «сжечь Рафаэля» и сокрушить дворцы искусства.

Многое удалось, хотя хлеба и счастья от этого не прибавилось.

Школа — учреждение несамостоятельное. Она отражает всеобщее устройство державы. В школе тоже в те годы уничтожили индивидуализм и ввели «бригадный метод». Один готовит урок, прочие лузгают семечки, но вся бригада получает по оценке.

Весело и коллективно.

Была еще «педология». Потом, чтоб было равноправие, перемешали мужские и женские гимназии. Потом догадались, что надо их разделить и ввести опять форму.

Ввели. Помню, в пятидесятые года в ярославской женской школе клеймили за безнравственность девочек, которые смели вместо черной ленты вплести в волосы белую. А в моей московской школе чуть позже завуч выставляла перед строем старшеклассников ученицу в черных чулках и, заклеймив этот позор, разъясняла: «Черные чулки — траур по потерянной девственности».

Потом догадались, что школы можно опять перемешать, а чулки носи хоть фиолетовые. Когда стали в шестидесятые насаждать «липецкий метод», одна старенькая учительница сказала: «Пережили педологию и бригадный метод, переживем и эту беду».

Если наши ежики решили окунуть в святую воду всех белочек и зайчиков разом, можно ввести в школе значки на правой стороне груди. На значке изображен церковный купол. Без значков и без тапочек в школу не пускать.

Поскольку мы привыкли перестраиваться быстро, дружно и массово, то и в литературе идет быстрый переворот. После тысяча девятисот семнадцатого года мы открыли, что в классической литературе тоже царит индивидуализм, тогда как в центре должен стоять массовидный пролетариат. Сжечь Рафаэля было мало.

А почему не атакован Пушкин И прочие генералы-классики?

Но в иное время Пушкина из «генералов» смело перевели в революционеры. Он первый зажег искру, которую раздули декабристы, разночинцы и возжег пожаром Ленин.

Сегодня же солидный пушкинист всерьез доказывает, что «В Сибирь» мы читали неправильно. В стихах речь идет о том, что царь-батюшка и братья-дворяне совершат известный ритуал: обратно вручат грешникам их шпаги, что есть просто символ дворянского звания. А как же слова: «Темницы рухнут, и свобода вас примет радостно у входа, и братья меч вам отдадут»?

С чего это они рухнут во время такого красивого ритуала? И как понимать строку «Не пропадет ваш скорбный труд»? Значит, были правы, восстав?

Дум было «высокое стремленье»? И как-то слишком грозно звучат строки про меч. Боевой меч, а не парадная шпага…

В других статьях поэт, которого еще вчера рядили в безбожники, поспешно стал образцом благочестия.

Или вот вышло в 2006 году семитомное собрание Гоголя. В первом томе статья о Гоголе: «Опыт духовной биографии». Статья занимает 108 страниц мелким шрифтом, то есть по сути все сто пятьдесят . Сама по себе подобная диссертация имеет право на существование.

Автор В. А. Воропаев — доктор наук, и профессор, и председатель Гоголевской комиссии при Научном совете РАН «История мировой культуры».

Но что означает этот огромный трактат в качестве увертюры к «Ревизору» и «Мертвым душам»?

Из этой дотошной статьи с десятками цитат и ссылок мы узнаем, что Гоголь всегда подавал нищим, что делал «келейные заметки», подобно монахам. Что даже сам хотел уйти в монахи. Что он любил читать друзьям отрывки из отцов Церкви.

Еще, сказано, Гоголь открыл, что лиризм нашей поэзии рожден от церковных песнопений.

И после этого простодушный читатель , сразу напорется на Рудого Панько, который наговорит семь коробов про то, как «парнище… сивуху так, мов брагу, хлище!», как «гопцюють» на вечерницах, как казак отправляется в ад на бой с чертями, как страшные мертвецы встают из могил. Каким образом читатель соотнесет все это с богобоязненной статьей? Как поможет она ему понять премудрость Коробочки, фейерверки хлестаковской болтовни или то, что Чичиков — Наполеон?

Автор статьи доказывает, как неправы были те , кто не оценил «Выбранные места» — самое важное творение Гоголя.

Но вот я, тоже филолог и учитель словесности, напротив, согласен не с автором, а с митрополитом Антонием Сурожским, который сказал, что когда Гоголь писал свои художественные произведения, он был ближе Богу, чем в религиозных трактатах, где догадался, что на эти темы можно писать без вдохновения.

И когда я жажду постигать духовные истины, то обращаюсь к проповедям владыки Антония, к Ефрему Сирину или Старцу Силуану, ибо Гоголь ничего серьезного в этой области не открыл. И вспоминаем мы его религиозные произведения прежде всего потому, что перед нами гениальный творец «Ревизора» и «Мертвых душ». Святитель Игнатий Брянчанинов уверен, что «Выбранные места» изливают «и свет, и тьму», в них много «безотчетливого, душевного, а не духовного».

Гоголем с юных лет владела мысль о неком избранничестве. В его письмах часто мелькают слова типа «вы еще не знаете всех моих достоинств», «я почитаюсь загадкой для всех», «тяжко быть зарыту вместе с созданиями низкой неизвестности». Бог, пишет он матери, создал «сердце, может, единственное, по крайней мере редкое в мире» . Аксаков называл гордость Гоголя дьявольской. О «Переписке» сказал: «Книга Ваша вредна, она распространяет ложь Ваших умствований и заблуждений» .

Мы бы хотели, чтобы издатели сочинений Гоголя разрешили нам по-старому любить автора «Старосветских помещиков», «Шинели» и прочих его чудных творений. А школьные методические командиры — преподавать литературу, а не завернутое в одежды словесности богословие.

Юлий Халфин, Учитель литературы, кандидат педагогичесих наук
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Ортодоксальные ежики