Мифопоэтика сновидений Пискарева в повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»
В статье кандидата филологических наук, популярного исследователя мифопоэтики сновидений в русской литературе Д. А. Нечаенко первая «петербургская повесть» Гоголя «Невский проспект» рассматривается с этой точки зрения. Показано, что уже в ней трагикомедия как повествовательный жанр корнями связана с поэтикой древнегреческой драмы, представлявшей сакральные мифологические сюжеты. С другой стороны, в гоголевской поэтике трагического в «Невском проспекте» автор предлагает выделить ритуал литературного жертвоприношения —
К осознанию смысла данного ритуала приводит нас сам Гоголь, назвавший «детски простодушного
«Мастерски пользуется Гоголь в «Невском проспекте» и литературной формой так называемых «лирических отступлений», прямых ремарок и комментариев всего происходящего непосредственно от повествователя. В греческой драме также существовал похожий прием , когда корифей хора напрямую обращался к зрителям, поясняя смысл происходящего на сцене».
В контексте всей мифопоэтической системы и семантически многоуровневой структуры текста, касающегося судьбы и гибели Пискарева, совершенно по-иному прочитываются и его сны. «Сновидения сделались его жизнию он, можно сказать, спал наяву и бодрствовал во сне».
«Собственно, сновидения Пискарева — это цельный в своем художественном единстве онирический цикл из шести знаково неоднородных снов, но семантически тесно связанных не только между собой, но и со всей мифопоэтической структурой повествования».