Трагедия Базарова
Главный герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» — Евгений Васильевич Базаров. Он — нигилист, человек, который провозглашает идею «полного и беспощадного отрицания», не признавая никаких пределов, способных ограничить ее осуществление. Он отрицает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философское мышление. Базаров считает необходимым начать историю заново, на голом месте, не считаясь с «мнением народным». И все это не только идеи, перед нами действительно новый человек, дерзкий, сильный, неспособный к иллюзиями компромиссам,
Вслед за вульгарными немецкими материалистами Базаров предельно упрощает природу человеческого сознания. Искусство для Евгения Васильевича — извращение, «чепуха, гниль»: «… Рафаэль и гроша медного не стоит…» Кирсановых он презирает не только за то, что они «барчуки», но и за то, что они «старички», «люди отставные», «их песенка спета».
Он и к своим родителям подходит с той же меркой. Свое отношение к природе Базаров выразил афоризмом: «Природа не храм, а мастерская». В этом высказывании ощутим огромный изъян. Впоследствии
Но, следя за размышлениями Базарова, мы видим, что конечной цели он себе не представляет. Поэтому он будет бороться, но никогда не будет победителем. Любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека. Это чувство испытал и Базаров.
Этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала герой гонит от себя это романтическое чувство. В доме Одинцовой Базаров ведет себя в ее присутствии очень развязно, но потом смущается и краснеет.
Во второй приезд в Никольское главный герой очень волнуется. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это белиберда, непростительная дурь, болезнь. Чувство к Одинцовой мучает и бесит его. Базаров с негодованием сознает в самом себе романтика.
Умирая, Евгений Васильевич прощает Одинцову и просит ее позаботиться о его родителях. Герой жертвует всем ради любви: своими убеждениями, взглядами, он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но от него ничего здесь не зависит — Одинцова не готова к любви, поэтому она отталкивает Базарова.
В конце романа герой умирает и говорит: «Я нужен России… Нет видно не нужен…» Этот вопрос — одна из главных проблем существования Базарова Незадолго до заражения крови Евгений начал прислушиваться к людям, пожалел о том, что у него нет семьи. Перед смертью Базарова мы слышим обиду на то, что приходиться умирать, а сила еще есть в нем. Это намек на то, что Евгений не смог реализовать себя в жизни.
Отношение автора к Базарову неоднозначно. Но все же можно сделать вывод, что Тургенев любит его. Это ясно видно в эпилоге, в картине описания могилы Евгения.
С одной стороны, автор не разделяет принципов своего героя, с другой — уважает в нем силу и ум. Например в описании смерти Евгения чувствуется уважение Тургенева к нему, ведь Базаров не трусит перед лицом смерти, он говорит: «До сих пор не трушу…»