Версилов — характеристика персонажа
Произведение: Подросток
ВЕРСИЛОВ — центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Подросток» , отец Аркадия Долгорукого, проживший «всю жизнь в странствии и недоумениях», истративший три наследства, отчего «то совсем впадал в нищету, то опять вдруг богател и подымался». В романе Андрей Петрович появляется «при тяжелых обстоятельствах», выгнанный из светского общества за «скандальный поступок, будто бы совершенный им с лишком год назад», одержимый страстью к молодой вдове генерала Ахмакова . Его характер показан
Наиболее яркая с этой точки зрения — запись, помеченная 23/11 июля 1874 года: «Герой не он, а мальчик. Он же только аксессуар, но какой зато аксессуар!!» Однако черновые редакции отражают и желание Достоевского сделать фигуру В. как можно более пленяющей, обаятельной. Нередки записи: «Подпустить что-нибудь ослепительное и загадочное о Нем», «суеверно подчиненное отношение к Нему подростка выдает и Его в более фантастическом и, так сказать, бенгальском огне».
В. — одаренная личность, он хорошо знает жизнь, что неоднократно подчеркивается автором; Достоевский вкладывает в его уста многие свои любимые мысли. Безусловно восходящий к образу Ставрогина, В. лишен демонических черт: в окончательной редакции нет и намека на «тайный разврат» и «ужасное дело», присущие этому герою в черновиках; напротив, всячески подчеркивается его благородство. Тем ярче выступает доминанта характера В. — его безверие, отсутствие убеждений при страстном желании иметь их. Герой, другими действующими лицами оценивающийся прежде всего как «проповедник высшей идеи» , на самом деле «атеист не по убеждению только, а всецело».
От этого проистекает то «серьезное расстройство души», которое Аркадий называет «двойником» и которое проявляется во всех поступках В. Он воспевает «золотой век» человечества без Христа и в то же время жаждет «видения Христа на Балтийском море»; любит «своего дорогого мальчика» Аркадия и подозревает, что тот способен брать деньги за позор сестры; одержим страстью к Ахматовой и не верит в ее «нравственные достоинства». Еще один символ раздвоенности В. — расколотый им образ, завещанный «странником» Макаром Долгоруким. Само слово «образ» включается в систему авторских терминов — «благообразие», «образить» , так же как упоминание о древности иконы, еще раскольничьей, усиливает ряд «раздвоенности», «рас-колотости».
Раскалывая образ, В. отрекается от всех и вся — далее следуют разрыв с Софьей Долгорукой и семьей, гнусный шантаж и покушение на убийство Ахматовой и, наконец, безумие. В финале романа В. предстает «только половиной прежнего Версилова». Эти слова трактуются исследователями двояко: одни видят в этом свидетельство окончательного краха В., другие — возможности нравственного возрождения, ссылаясь на дальнейшие слова повествователя: «Весь ум его и весь нравственный склад его остались при нем, хотя все, что было в нем идеального, еще сильнее выступило вперед». Последнюю точку зрения подтверждает замечание Аркадия о том, что новый В. «получил дар слезный» — такой же дар получает раскаявшийся грешник, купец Скотобойников, в «афимьевской были» Макара Долгорукого. Среди прототипов В. называют Чаадаева ; на сходство с ним указывает и определение В. «бабий пророк», неоднократно употреблявшееся врагами Чаадаева по отношению к нему.
Несомненно, что лигерэтурные прототипы В. — Чацкий и Онегин: недвусмысленные указания на это содержатся в самом тексте. В роли Чацкого, читающего свой знаменитый монолог, В. впервые появляется в жизни Аркадия; его любовная история и положение в светском обществе также напоминают подростку ситуацию «Горя от ума». Сам В., упоминая «пронзающую» сцену «Онегин у ног Татьяны», указывает на сходство любовного треугольника «старый муж» — «скиталец» — Татьяна со свой судьбой.