«О, как убийственно мы любим…» анализ стихотворения Тютчева
История создания
Стихотворение «О, как убийственно мы любим» было написано Тютчевым в 1851 г. и напечатано в журнале «Современник» № 3 за 1854 г. Оно входит в так называемый Денисьевский цикл. Его стихотворения посвящены Елене Денисьевой, с которой Тютчев познакомился в конце 1840-х гг. .
Страсть Тютчева и Денисьевой оказалась сильнее моральных запретов. Троим своим детям, рожденным в этом незаконном браке, Тютчев дал свою фамилию. Елена боготворила Тютчева, но все-таки очень страдала от этих отношений. Общество осудило их любовь,
Светская жизнь Денисьевой закончилась, она жила затворницей на снятой Тютчевым квартире, даже отец перестал с ней видеться.
Тютчев осознавал свою вину, понимал, что сделал возлюбленную несчастной. Но стихотворение — это не только поэтическая биография Тютчева. Это рассуждение о любви, которая делает несчастными возлюбленных.
Литературное направление и жанр
Стихотворение относится к литературному направлению романтизма. Лирический герой рассуждает о судьбе возлюбленной, решившейся пойти против общественного мнения, поддавшись своему чувству. Одинокая личность в стихотворении
Стихотворение относится к интимной лирике, это стихотворение о любви. Не лишено оно и философского обобщения. Жанр наиболее точно можно определить как элегия, в которой сочетаются философские рассуждения, жалобы, мысли о возлюбленной.
Тема, основная мысль и композиция
Тема задана в первой строфе: любовь порой бывает губительна для объекта любви. Основная мысль: ради любви человек готов на многие лишения, но обстоятельства, связанные с общественной моралью, делают влюбленных несчастными; особенно страдает женщина.
Стихотворение состоит из 10 строф. Первая и последняя строфы повторяются. Такая композиция называется кольцевой, а фигура — риторической эпифорой. Тютчев прибегает к этому приему, чтобы подчеркнуть важность строфы.
В ней заключена основная мысль, которую поэт раскрывает в основной части стихотворения и повторяет снова как вывод.
В основной части чередуются строфы, посвященные внешности возлюбленной раньше и теперь и событиям настоящего и прошлого. Развитие лирического сюжета происходит в такой последовательности: воспоминание о начале отношений — изменение внешности возлюбленной — возлюбленная в прошлые, счастливые для нее времена — рассуждение о быстротечности времени — попытка проанализировать изменения к худшему — рассуждение об изменении внутреннего мира возлюбленной.
Тропы и образы
Стихотворение Тютчева очень эмоционально. Оно начинается с междометия, первое сложное предложение восклицательное. Проблема убийственной любви очень волнует лирического героя.
Во второй строфе меняется местоимение с мы на ты. Лирический герой обвиняет оппонента в тех самых недостатках, которые секунду назад считал своими. Конечно, лирический герой не отказывается от них и полностью признает свою вину.
Это стихотворение — диалог с самим собой, попытка осмыслить происходящее и как-то примириться с ним.
Вторая строфа состоит из бессоюзных предложений, которые передают быстро сменяющие друг друга мысли. Во второй строфе противопоставляются эмоции в момент начала взаимоотношений и сейчас, спустя почти год. Здесь Тютчев автобиографически точен.
В третьей строфе противопоставляется внешность возлюбленной в момент встречи и теперь. Красота описана высоким стилем с использованием старославянизмов: уста, ланиты, очи. Первая половина строфы полна жизни и красок . Вторая половина строфы — это метафора, содержащая оксюморон: слезы обладают свойством опалять и выжигать, влага их горючая.
Четвертая строфа возвращает память о первой встрече роковой . Внешность возлюбленной описана в движении: волшебный взор, смех младенчески живой .
Пятая строфа — это взгляд в прошлое из настоящего. В трех предложениях лирический герой вопрошает об ушедшем счастье. Он называет прошлое сном , а сам сон сравнивает с северным недолговечным летом, метафорически сопоставляет с мимолетным гостем.
Это эмоциональная кульминация, которая объясняется в следующей строфе. Любовь в ней сравнивается с ужасным приговором судьбы, она ложится на жизнь возлюбленной незаслуженным позором . Отрицательные эпитеты ужасный приговор, незаслуженный позор нагнетают напряжение. Следующая строфа изображает безотрадную жизнь возлюбленной как жизнь отреченья и страданья. Героиня уходит во внутренний мир, определяемый метафорой «душевная глубина», в свои воспоминанья, но и они перестали утешать .
Когда ушло очарование любви , героиня больше не смогла противостоять общественному мнению. Толпа описана в стихотворении как стихийное бедствие, которое нахлынуло, или стадо, которое втоптало в грязь .
Грязи толпы противопоставлено то, что цветет в душе .
Мученье сжигает душу человека, то, что остается, подобно пеплу, а остается только злая боль ожесточенья, которую не облегчают даже слезы.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской.