«Тройка» анализ стихотворения Николая Некрасова
История создания
Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1848 году и опубликовано в журнале «Современник».
Литературное направление, жанр
Стихотворение посвящено судьбе русской женщины. Некрасов в духе реализма описывает обычную жизнь крестьянки, наделенной чутким сердцем. Жанр стихотворения «Тройка» — гражданская лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — тяжелая судьба русской крестьянки. Стихотворение «Тройка» имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается
В первой строфе это вопрос: «Что ты жадно глядишь на дорогу?» В предпоследней и последней строфе — предостережение лирического героя, предвидящего судьбу героини: «Не гляди же с тоской на дорогу». Если отбросить последние две строфы вывода, стихотворение делится на две равные части: счастливая и несчастная жизнь героини. Вторая часть, несчастливая жизнь, дана как более вероятная возможность: «Да не то тебе пало на долю…» Девушка, к которой обращается герой, не замечает, что он за ней наблюдает. Перед его мысленным взором проносится вся ее
Первые две строфы описывают, как девушка ждет на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка — символ счастливой жизни. Следующие три строфы — это портрет девушки-крестьянки. Шестая строфа разбивается многоточием на две части.
Первая часть — счастливое пророчество: «Будет жизнь и полна и легка». Наверное, и у крестьян бывала такая жизнь, но нечасто. После многоточия Некрасов описывает типичную судьбу крестьянки.
Следующие четыре строфы рассказывают о ее жизни: неряха-муж будет бить ее, свекровь принуждать к черной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья. Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий: «Будешь нянчить, работать и есть». Внутренние изменения личности отразятся на выражении лица.
В бесполезной жизни бедняжки не оправдаются никакие надежды.
Последние две строфы — призыв смириться с судьбой, потому что крестьянка не может быть счастлива. В этом основная мысль стихотворения.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным анапестом, песенным размером, что дало возможность положить слова на музыку, и стихотворение стало романсом. В песне только первые три строфы стихотворения и последние две, то есть жанровая сценка встречи красавицы с корнетом, который мчится к другой. Меняется основная мысль произведения, сужается до пословицы: «Не родись красивой, а родись счастливой».
В стихотворении чередуется женская и мужская рифма при постоянной перекрестной рифмовке, которая только в последней строфе-выводе сбивается на смежную.
Тропы и образы
Все стихотворение строится на контрасте воображаемой счастливой и более вероятной несчастной жизни. Контрастны и тропы, изображающие эту жизнь. Красота и молодость девушки описана эпитетами: алая лента, черные волосы, румянец смуглой щеки, легкий пушок, полукруглая бровь, лукавый глазок.
Лента в волосах вьется , волосы черны, как ночь , взгляд полон зажигающих кровь чар , жизнь полна и легка . Сама красавица называется чернобровой дикаркой. В стихотворении очень важны глаголы, отражающие порывистость и живость девушки: вспыхнуло, бежишь, вьется, пробивается, поживешь, попразднуешь.
Совсем другие образы во второй части стихотворения. Несчастную жизнь описывают эпитеты: черная и трудная работа, непробудный сон, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, сырая могила, тяжелый путь, тоскливая тревога. Под стать эпитетам глаголы, некоторые из них являются метафорами: перетянешь, бить, гнуть в три погибели ; отцветешь, не успевши расцвесть ; погрузишься в сон ; будешь нянчить, работать и есть; схоронят; угасшую силу ; ничем не согретую грудь ; не гляди, не спеши, заглуши, не нагнать.
Образ тройки центральный в стихотворении. Это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога.
Еще тройка — символ упущенной возможности.