«Озеро Чад» анализ стихотворения Гумилева
Николай Степанович Гумилев — русский поэт Серебряного века, один из основателей акмеизма, критик и переводчик. В 1914 году, во время Первой мировой войны, отправился добровольцем на фронт и получил два Георгиевских креста, которые в царской армии давали за личный подвиг. Воспевание опасности стало отличительной чертой поэзии Гумилева.
Поэтический мир Николая Степановича складывался из романтической экзотики, ярких декоративных красок, а в напряженном и звучном стихе всегда слышалось подчеркнутое презрение к пошлой современности.
После
Одно из ранних стихотворений, написанных в 1907 году, — «Озеро Чад». Африканская экзотика подчеркнута самим названием: озеро Чад находится в центральной части Африки. Удивительно, но героиня стихотворения, написанного мужчиной, — женщина, не простая, а дочь вождя
О судьбе матери героини ничего не говорится, но судьба самой героини печальна: влюбившись в европейца, она сбежала вместе с ним во Францию.
Оседлав берберийских коней, любовники уносились на север птицами и даже убили мужа-вождя. В тексте нет портрета мужа. Возможно, он выглядит так, как его обычно представляют: юбка из листьев пальмы, браслеты, кольца в ушах и в носу. Истинным вождем для героини становится европеец — именно его портрет описан подробно:
Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем…
Форма исповеди, которую выбрал Гумилев, помогает читателям пережить всю гамму чувств: от надежд на счастье в Европе до глубокого отчаяния и раскаяния, которые героиня испытала, оказавшись брошенной в Марселе. Наскучив коварному европейцу, искателю экзотики, героиня становится портовой танцовщицей, продающей себя пьяным матросам за «жалкие отбросы».
Автор сравнивает героиню с «мертвой смоковницей» и «вещью». Оба эти сравнения имеют определенную символику. Смоковница еще в древнегреческой литературе была символом любви. Мертвая смоковница, у которой «листья облетели», подчеркивает, что больше героиня полюбить не сможет: она утратила иллюзии, да и «товарный вид» тоже.
Поэтому участь портовой девки — все, что ее ждет в жизни.
Сравнение с вещью вызывает воспоминание о героине «Бесприданницы» А. Островского. Лариса Огудалова, испытав предательство любимого человека, принимает решение стать очень дорогой вещью — содержанкой богатого купца Кнурова. Но выстрел Карандышева освобождает ее от этой унизительной роли.
Положение героини стихотворения Николая Гумилева намного серьезнее: она не может умереть, потому что «там, в полях неведомых», то есть на том свете, там ее муж, «он ждет и не прощает». Путь на родину закрыт, проститься с жизнью нельзя. Вот суровая расплата за любовь!
Но более суровым возмездием становится то унизительное положение, в котором находится героиня теперь.
Стихотворение будто состоит из фрагментов, каждый из которых написан разным размером: есть хорей, есть анапест, причем оба размера разностопные. Такая перебивка ритма помогает поэту передавать эмоциональное состояние героини. Если в начале стихотворения шестистопный хорей звучит царственно, подобающе ее положению , то встреча с европейцем описана уже четырехстопным хореем, что ускоряет развитие действия.
Дальше все разворачивается очень быстро: и побег, и погоня, и дальнейшая гибель мужа.
После действие замедляется с использованием трехсложного размера анапеста. Неспешное движение по пустыне на верблюде «в ласкающей груде шкур звериных и шелковых тканей»прерывается только моментами любования отблеском солнца «в голубых глазах европейца». Заключительная часть стихотворения вновь написана хореем, но уже пятистопным: он звучит резко, подчеркивая неприглядную правду жизни, которую открыла для себя бывшая «дочь властительного Чада».
В своем художественном воображении Гумилев свободно перемещался во времени и пространстве. Действие многих его произведений разворачивается в Китае, в Индии, в Африке, и мы легко переносимся в античный мир, эпоху рыцарей или во времена великих географических открытий. Недаром один из первых поэтических сборников носит название «Путь конквистадоров» .
Таким образом, особенность поэзии акмеиста Гумилева и заключается в мужественном стремлении к мечте, порой утопической, а порой вполне достижимой. Основа мироощущения поэта и его героев — романтика и героика.