Образ автора и его отношение к герою в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Онегин, добрый мой приятель…
А. С. Пушкин
Уже первые читатели романа «Евгений Онегин» обращали внимание на одну особенность: активную роль автора, его непосредственное присутствие в произведении. Он выступает не просто очевидцем всего, что происходит в романе, личность автора несет на себе двойную нагрузку. Во-первых, он — творец произведения, ускоряющий или замедляющий развитие действия.
При этом он — поэт Пушкин, во всем своеобразии своего творческого облика, со своими взглядами на жизнь и искусство, со своей биографией.
В те дни, когда в садах ЛицеяЯ безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал.
Природа пушкинской поэзии с особенной яркостью проявилась именно в «романе в стихах», где лирический поток, идущий от автора, образует как бы центр, вокруг которого располагаются люди и события. Эта лирика, проходящая через все произведение, придает происходящему определенное освещение, раскрывает точку зрения автора. Если убрать
Между первой и последней главами — значительная разница в манере изложения. В первой главе преобладает шаловливо-иронический тон:
Высокой страсти не имеяДля звуков жизни не щадить, Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…
От главы к главе авторский голос начинает звучать все серьезнее, принимая в финальных строфах последней главы глубокий элегический характер:
Блажен, кто праздник жизни раноОставил, не допив до днаБокала, полного вина, Кто не дочел ее романаИ вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.
Как и в пушкинских стихотворениях, в романе совершается определенный лирический путь. Автор является одновременно и лирическим героем своего романа.
Повествование в романе течет, как непринужденная беседа рассказчика с читателем. Иногда автор приостанавливает повествование . Иногда он забегает вперед: сразу после описания дуэли рассказывает о памятнике на могиле Ленского. В повествовании о путешествии Онегина, начав описывать Одессу, Пушкин отвлекается, а потом возвращается к прерванной мысли: «А где, бишь, мой рассказ бессвязный?» Но кажущиеся отрывочность, бессвязность — это прием, свобода мастера, в совершенстве овладевшего свободой изложения.
Автор с симпатией относится к своим героям: сочувствует влюбленной Татьяне, жалеет безвременно погибшего Ленского. Но в качестве персонажа романа он вступает в общение только с Онегиным. Они встречаются в Одессе и Петербурге; это — не просто современники, а люди одного круга, близкого идеям декабристов.
Эпическое и лирическое начало в романе связывает именно образ Онегина, чей мир наиболее близок духовному миру автора. Пушкин говорит о своей дружбе с Онегиным:
Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странностьИ резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм;Страстей игру мы знали оба…
Онегин часто бывает рупором авторских идей. Но он — не двойник Пушкина, Роман — не автобиография. И не только потому, что Онегин — не писатель, не творческий человек. Их мнения совпадают не по всем вопросам.
Самое главное различие — отношение к русской природе, деревне, вообще ко всему русскому, народному. Воспитанный гувернерами Онегин, в отличие от Пушкина, не мог чувствовать притягательной силы национального характера. Пушкин иногда спорит с Онегиным, иногда соглашается с ним и далеко не всегда одобряет его поступки . Но когда уставший и изменившийся Онегин вновь появляется перед глазами читателей, автор неожиданно пылко берет его под защиту:
Зачем же так неблагосклонноВы отзываетесь о нем? За то ль, что мы неугомонноХлопочем, судим обо всем, Что пылких душ неосторожностьСамолюбивую ничтожностьИль оскорбляет, иль смешит, Что ум, любя простор, теснит, Что слишком часто разговорыПринять мы рады за дела, Что глупость ветрена и зла, Что важным людям важны вздоры, И что посредственность однаНам по плечу и не странна?
Пушкин признает, что Онегин — человек незаурядный, думающий, страдающий от несовершенства окружающей действительности. Его «охлажденные чувства», из — за которых Онегин проглядел любовь Татьяны, вызывают сочувствие автора. Пушкин ввел в литературный обиход нового героя — не демоническую личность, а современника, презирающего свет, но не могущего с ним порвать.
Онегин — один из многих, недовольный жизнью, но не умеющий ее изменить. И его неудачная личная жизнь, и общественная неприкаянность показаны Пушкиным как типичные для первой половины XIX века.