«Весна, я с улицы, где тополь удивлен…» анализ стихотворения Пастернака
Стихотворение «Весна» Борис Пастернак написал в 1918 году, а опубликовал спустя пять лет в сборнике «Темы и вариации». Оно входит в цикл «Нескучный сад», где образ весны представлен достаточно объемно. Это самая большая часть книги.
Ее основная тема — единство внутреннего мира человека и окружающего пространства.
Стихотворение состоит всего из двух строф, в которых Пастернаку удалось ярко передать оригинальный взгляд на весеннее пробуждение природы. Он не изображает традиционное пение птиц, таяние снега, капель и яркие
Он заставляет читателя взглянуть на окружающий мир глазами лирического героя, через его восприятие действительности: «Весна, я с улицы, где тополь удивлен…». Воображение сразу рисует картину: человек вошел в дом с улицы, где началась весна. Только-только случилось это чудо, потому и тополь удивлен.
А герой просто ошеломлен неожиданным приходом самого романтичного времени года.
В ощущениях Пастернака зима — это затянувшийся, надоевший недуг, а приход весны сродни выздоровлению. И вот мир «выписался
Поэтому «даль пугается», а дом боится упасть.
Люди и природа ждут чего-то нового, неизведанного, продолжения прерванного рассказа. Мир замер в предчувствии изменений, поэтому «вечер пуст». Он застыл в пока еще холодной неопределенности, но мы понимаем, что вскоре сумрак наполнится теплом и ароматом весны.
Какие ассоциации возникают при прочтении последних строк стихотворения? Темный зрительный зал, заполненный тысячами «шумных глаз», которые со сцены кажутся бездонными и лишенными выражения. Они ждут от «звезды» продолжения рассказа, нового сюжета пьесы под названием «жизнь».
Или это толпы людей, которых встречает герой? Они кажутся ему сплошной безликой массой, блуждающей по городу. А может быть, это окна шумных домов, которые глядят в недоумении на вечернюю звезду?
Стихотворение «Весна» многоплановое, неоднозначное, но музыкальное и живописное произведение. В нем заключено множество чувств и ассоциаций. Бытовые подробности отражают переживания лирического героя.
Метафоры создают целостную картину предметов и явлений, наделенных человеческими качествами, дышащих вместе с автором пьянящим воздухом весны.
Поэт мастерски использует Ямб с двусложной стопой и ударением на втором слоге. Перекрестная Рифмовка АВАВ явно присутствует во второй строфе: рассказ — продолженья — глаз — выраженья. В первой части стиха рифмы бедные, но воспринимаются на слуг легко: удивлен — боится — бельем — больницы.
В стихотворении нет красивых описаний весенней природы, но от этого ощущение гармонии и красоты окружающего мира не исчезает, а проявляется под новым, совершенно необычным углом зрения — в обыденности, повседневности.
Любопытно, что в произведениях сборника «Темы и вариации» отразились довольно мрачные настроения автора, вызванные как тяжелым бытом того времени, так и личной драмой — замужеством женщины, которую Пастернак любил.
Несмотря на это, все стихотворение пронизано светом и воздухом, надеждой и ожиданием счастья. Вопреки всем сложностям и проблемам, жизненным неурядицам и погодным бурям, на улицы города придет весна. Все возродится.