Русская история в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова
… дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались.
А. С. Пушкин
Великим поэтам России А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову довелось жить в эпоху, когда личная Судьба человека была самым тесным образом связана с историческими событиями — судьбами государств и народов. Их современник А. И. Герцен сказал в своих мемуарах «Былое и думы»: «Это отражение истории в человеке, случайно встретившемся на ее пути».
Но, по-моему, такие люди, как Герцен, Пушкин, Лермонтов, вовсе не случайно встретились на пути истории — они были ее участниками.
Тема русской истории в творчестве А. С. Пушкина — одна из главных. Достаточно вспомнить «Полтаву», «Бориса Годунова», «Капитанскую дочку», поэтому «Медный всадник». Пушкин-лицеист вместе со своими товарищами начинал день с чтения газет, где печатались сообщения с полей сражения.
Отряды ополченцев мимо Лицея шли на фронт. Впоследствии поэт вспоминал:
Вы
Он был единомышленником декабристов, героев войны 1812 года, лицейских друзей. Пушкин не скрыл от Николая I, что участвовал бы в восстании, если бы 14 декабря 1825 года был в Петербурге. Рискуя собственной свободой, он передает ссыльным свое послание «В Сибирь» — гимн их мужеству, их бескорыстному подвигу. Поэт призывает ссыльных хранить «гордое терпенье», уверяет, что «дум высокое стремленье» героев 1825 года найдет отклик в сердцах современников и потомков, что «оковы тяжкие падут, темницы рухнут…»
По мнению Пушкина, память о своем прошлом составляет одно из богатств народа — его культуру; в этой памяти основа уважения к себе каждого отдельного человека. Вот почему одним из любимых героев его лирики был Петр I, суровый, жестокий, но мудрый царь. В годы николаевской реакции, после встречи с царем, Пушкин обращается к нему в стихотворении «Стансы», как бы подсказывая новому царю программу действий: «во всем будь пращуру подобен», помни, что он «смело сеял просвещенье», будь «памятью, как он, незлобен».
Последние строки — призыв к смягчению участи ссыльных декабристов. Надо было обладать большим мужеством, чтобы публично призвать царя-деспота к амнистии. Но жизнь показала поэту, что «милости к падшим не будет», и он вновь и вновь обращается к героическим страницам русской истории, к ее подлинным героям.
В 1831 году созданы стихотворения «Перед гробницею святой» и «Клеветникам России», напоминающие о великом прошлом родной страны, о ее подлинных героях.
То, что для Пушкина было настоящим или недавним прошлым, для Лермонтова — уже история. Всего 15 лет разделяют великих поэтов России, но это целая эпоха. Лермонтову не пришлось пережить патриотический подъем 1812 года, он, к великой своей беде, не знал дружеского круга братьев-единомышленников. Его юность совпала с годами деспотизма николаевского режима.
Современники, отказавшиеся от декабристских идеалов, предавшие их, были чужды поэту, и он, противопоставляя свое поколение героям прошлого, ищет утешение и надежду в недавних событиях истории России. Поэт видит в народе, победившем Наполеона, сказочного богатыря. Так, в стихотворении «Два великана», написанном в 1832 году, он создает аллегорическую картину битвы «старого русского великана» с «трехнедельным удальцом» , а через пять лет, к 25-летию Бородинского сражения, пишет прославленное «Бородино», где открыто противопоставляет героев прошлого, чудо-богатырей, своим современникам:
Да, были люди в наше время. Не то что нынешнее племя:Богатыри — не вы!
Впервые в русской поэзии Лермонтов рассказал о великом историческом событии устами простого солдата, рассказал очень просто, используя разговорную речь. «Бородино» — не только жемчужина русской поэзии, но и вызов царю-деспоту, унижающему народ, забывшему о его великом историческом подвиге.
Знакомство с солдатской средой во время ссылки на Кавказ, дружба с поэтом-декабристом А. Одоевским очень много значили для Лермонтова. Укрепилась его вера в народ, еще враждебнее стал относиться он к литературному и бездушному высшему свету. Участие в военных действиях сделало раздумья поэта об исторических судьбах народа беспощадными и бесстрашными.
Он, отважный, храбрый офицер, имел на это моральное право. В одном из лучших своих произведений «Валерик», рисуя кровопролитное сражение на горной речке Валерик в Чечне, Лермонтов задает великий и вечный вопрос:
…Жалкий человек, Чего он хочет?! Небо ясно, Под небом места много всем, Но непрестанно и напрасноОдин враждует он — зачем?
Этот вопрос вмещает в себя больше, чем осуждение войны, — это осуждение всякой вражды между людьми, призыв к человечности. Сила этого «зачем?» передалась всей русской литературе. Великий лермонтовский урок истории перерастает в философские раздумья о взаимоотношениях между людьми, о цене свободы и бесценности человеческой жизни.
Сто шестьдесят лет назад не мог знать Лермонтов, что сражение близ «речки смерти» — лишь один эпизод долгой, кровопролитной и изнурительной кавказской войны, которая продолжается, увы, и сегодня.
Зачем? Почему политики не вдумываются в вещие строки гениальных поэтов? Что мешает им, сегодняшним, усвоить уроки истории, данные великими учителями — патриотами А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым?