Боборыкин П. Д. биография

Петр Дмитриевич Боборыкин , русский прозаик, драматург, журналист, театральный деятель. Почетный академик . Родился 15 августа 1836 года в Нижнем Новгороде, выходец из древнего дворянского рода. Учился на юридическом факультете Казанского университета, с 1855 года — на отделении химии Дерптского университета, в 1857 году перешел на медицинский факультет. В 1860 году, не завершив образования, переехал в Петербург, где в 1861 году в Петербургском университете сдал экзамен на степень кандидата права. Начал писать с гимназических лет, первая публикация

— комедия «Однодворец» . Ранние драмы Боборыкина «Ребенок» и «Старое зло» , «Мать и дитя» , автобиографический роман «В путь-дорогу» написаны не без влияния В. А. Соллогуба, с семьей которого Боборыкин сблизился в эти годы.

Необыкновенно общительный, он быстро вошел в круги творческой интеллигенции. В 1863-1865 годах издавал «Библиотеку для чтения», занимал умеренно-либеральную позицию, издание прекратил в связи с финансовыми затруднениями. С 1865 года, находясь за границей, оказался в гуще общественно-политической, философской и литературно-художественной жизни Западной Европы, в романе «В

чужом поле» отразил впечатления от Парижа, где, в частности, сблизился с крупнейшими философами и историками-позитивистами , писателями , журналистами и политическими деятелями . Сам Боборыкин был корреспондентом ряда русских периодических изданий, в 1868-1869 годах присутствовал на различных международных конгрессах, в т. ч. на Брюссельском и Базельском конгрессах I Интернационала; познакомился с Герценом. После публикации комедии из крестьянской жизни «Иван да Марья» , статей о французском и русском театре и обширной монографии «Театральное искусство» , где, в частности, много говорилось об Александре Николаевиче Островском, в котором Боборыкин ценил реформатора русской сцены, однако видел почти исключительно талантливого бытописателя купеческой Москвы, Боборыкин выступает главным образом как прозаик . В 1870 году Боборыкин сотрудничал с «Отечественными записками», где с 1871 году заведовал иностранным отделом. После поездки по заданию редакции в Париж выпустил очерки «На развалинах Парижа» и «Очерк истории Коммуны» , в которых поражение Коммуны связывается с кризисом европейской демократии.

Актуальные аспекты жизни современного общества отражены в рассказах «Фараончики», 1871, и др.), романах «Солидные добродетели» и «Дельцы» , освещающих быт и нравы русской буржуазии, в социально-экономическом исследовании «Русский Шеффильд» . Острый для русского общества 1860-1870-х годов «славянский» вопрос поднимал роман «Доктор Цыбулька» , любовно-психологический роман «Лихие болести» отразил разочарование российской интеллигенции в своем «хождении в народ». Для произведений Боборыкина, «писателя-эмпирика», отличающегося быстротой реакции на «злобу дня» и стремлением к максимально объективному и детально-подробному письму, были характерны перенасыщенность фактическим материалом, обилие персонажей, трудновоспринимаемая разветвленность сюжета. С 1876 года писатель увлекается новым течением — натурализмом , знакомится с Золя, Э. Гонкуром, Доде и другими писателями-натуралистами, активно пропагандирует на родине «золаизм». В 1870-е годы Боборыкин печатается во многих русских периодических изданиях . С публикации романа «Полжизни» — о периоде, предшествующем отмене крепостного права в России, — началось долговременное сотрудничество Боборыкина с журналом «Вестник Европы», где увидели свет его многочисленные романы: «Китай-город» — одно из самых известных произведений Боборыкина, рассказывающее о купеческой Москве начала 1880-х годов; «Из новых» , «На ущербе» , посвященный поискам и блужданиям интеллигенции кризисного периода; «Василий Теркин» , где Боборыкин пытался показать зарождение в России типа мыслящего купца-капиталиста; «Перевал» , посвященный проблеме сближения отечественной буржуазии и интеллигенции и обоснованию теории «малых дел»; «Ходок» , «Княгиня» , «По-другому» , получивший резкий отзыв В. И. Засулич и одобрение Ленина за стремление разобраться в существе споров между народниками и марксистами; «Тяга» , показывающий беспросветную жизнь рабочих-текстильщиков и тщетность попыток радикально облегчить ее с помощью просветительских организаций. «Социальному самочувствию» разных слоев русского общества посвящены также повести Боборыкина «Изменник» , «Поумнел» — о распространенной в период реакции «болезни» ренегатства; название приобрело на рубеже 19-20 веков характер крылатого выражения . Позднее творчество Боборыкина тесно связано с русской сценой. Ставятся его пьесы «Старые счеты» , «Доктор Мошков», «Клеймо» , «С бою» , «Накипь» ; в 1877 году Боборыкин руководит частной театральной школой в Москве, читает лекции о русском театре и сценическом искусстве в Драматическом обществе и Московском театральном училище; в 1883-1885 годах — член Театрально-литературного комитета, в 1891 году — заведующий репертуарной и художественной частью театра Е. Горевой в Москве; в 1897 году — председатель Всероссийского съезда сценических деятелей.

В 20 веке Боборыкин написал повести «Однокурсники» — о художественной жизни начала 20 века, «Братья» , в которой земский деятель, альтруист и подвижник, противопоставлен себялюбивому художнику; роман «Великая разруха: Семейная хроника» , показавший жизнь интеллигенции периода Первой русской революции; воспоминания «За полвека» и «Итоги старейшего» — исследования, посвященные истории русского и европейского романа. С 1914 года писатель жил за границей. Умер Боборыкин в Лугано 12 августа 1921 года.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Боборыкин П. Д. биография