«Мне осталась одна забава…» анализ стихотворения Есенина
«Мне осталась одна забава…» — знаменитое стихотворение Есенина, которое было написано незадолго до трагической гибели поэта. Опубликовано произведение в 1924-м году в журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном». В то время Сергея Есенина волновали философские вопросы бытия, он перешел к осмыслению жизни, стремился провести своеобразный анализ своего пути на земле.
Поэт размышляет о том, каким он предстает перед людьми, решает поделиться с читателями безрадостными мыслями.
Основной темой стихотворения стало место
В Образе лирического героя произведения предстает сам Сергей Есенин. Он явно рассказывает читателям о себе, своей жизни, мироощущении и взгляде на окружающую действительность. Можно смело сказать, что образ автора и образ лирического героя в данном произведении едины.
Произведение представляет собой яркий
Сюжет и идея произведения
В стихотворении просматривается сюжет. Лирический герой рассказывает о своей жизни, говорит о своем месте в мире в данный момент, возвращается в прошлое и обращается в будущее. Есенин отмечает, что о нем «прокатилась дурная слава», с горечью говорит о том, как сейчас воспринимают его окружающие люди, у которых он не нашел понимания.
В то же время герой отмечает, что статус в обществе не играет для него большой роли: «Ах! какая смешная потеря!» Поэт моментально переходит от сплетен и рассказов о себе в обществе к своим мыслям о глобальном и всеобъемлющем — месте веры в своей жизни.
До сих пор исследователи спорят, что мог иметь в виду поэт, говоря о стыде за то, что он раньше не верил в бога, о горечи из-за неверия в данный момент. Можно предположить, что Сергей Есенин делится с читателями самыми сокровенными мыслями о боге в таких простых сроках. Он пишет очень кратко, емко, удивительно искренне, хотя и не надеется на понимание, но в глубине души верит, что такие строки должны найти у кого-то отклик.
Возможно, у тех, кого мучают схожие вопросы.
Поэту стыдно, что он верил в бога раньше. Очевидно, пройдя непростой жизненный путь, Есенин приходит к выводу, что веру нужно выстрадать. Она не должна приходить как чудо, подарок, быть поверхностной.
Он верил раньше, потому что был слишком наивен и молод, совсем не знал жизнь и воспринимал ее как божий дар. Чем сильнее верит в бога такой неподготовленный к различным превратностям судьбы человек, чем больше он надеется на гармонию, высшую справедливость, тем сильнее будет его разочарование в дальнейшем.
Есенин сам пришел от веры к неверию, о чем и пишет в стихотворении. Он видел мир, людей, многократно оказывался разочарованным и обманутым. В итоге жизнь привела его к неверию.
Поэт говорит об отсутствии веры с горечью, поскольку именно сейчас ему хотелось бы открыть для себя чудо, поверить в бога и найти в религии ответы на многие вопросы. Сейчас поэт хочет, но не в силах верить, потому что у него уже нет на это душевных сил.
Затем Есенин легко переходит к своему призванию, пути на земле. Он четко обозначает предназначение поэта: «ласкать и карябать», воздействовать на чувства, эмоции читателей. Поэт говорит, что стремился к гармонии, хотел соединить несоединимое, но ему это не удалось.
Есенин отмечает, что и в его душе жили ангелы, признается, что много было в его жизни и «веселия мути» и просит наградить его за грехи только смертью под иконами, в простой русской рубашке.
Композиция, тропы
Написано стихотворение преимущественно Анапестом, рифма перекрестная. Чаще всего используются образы и символы: «золотые дали», «ярче гореть», «ласкать и карябать», «розу белую с черною жабой <…> повенчать», «розовые дни». Есть и парадокс, когда поэт говорит о чертях и ангелах как двух сторонах одного целого, венчании белой розы и черной жабы.
Есенин отмечает едва уловимую гармонию противоположного, многогранность своей души.
Осмысление своего места в мире, мысли о роли поэта, его предназначении и тоска по чему-то близкому, но недостижимому стали характерными для позднего творчества Есенина.