Нежная тварь или бродячий скот?
1. Историко-библиографическая справка.
Рассказ «Хамелеон» появился в журнале «Осколки» № 36 в 1884 году с подзаголовком «Сценка». Восьмидесятые годы были для Чехова очень плодотворными — в это время он написал свои лучшие рассказы. Чехова интересовали разные темы: любовь, семья, смерть. Много своих рассказов он посвятил теме чиновничества: жизни чиновников, отношениям между ними, их психологии, поступкам.
Часто материал для своих рассказов он брал из жизни.
«Хамелеон» перекликается с такими рассказами Чехова, как
Я считаю, что «Хамелеон» перекликается с произведением Н. В. Гоголя «Ревизор», так как мне кажется очевидным, как бы повел себя с Хлестаковым городничий, если бы не принял его за ревизора.
«Хамелеон» — повествование с элементами описания, оно ведется от лица рассказчика, не названного, но выделенного стилистически .
2. Тема и идея произведения.
Тема рассказа — «суд» над бездомной собакой. Социальные отношения между людьми распространяются
Идея — двуличность государственных служащих. У них нет никаких моральных устоев, и их решение зависит от того, кем является виновник — высокопоставленным лицом или обыкновенным рабочим. Человек подчиненный, но обладающий хоть маленькой властью, часто бывает двуличен: с подчиненными он ведет себя так, с начальством — иначе.
Люди превращаются в хамелеонов . Они так же легко меняют свое поведение, взгляды, приспосабливаясь к обстановке.
Словесные ряды:
1. Жизнь города: узелок, новая шинель, конфискованный крыжовник, тишина, ни души.
2. Ловля щенка: собачий визг, оглядываясь, гонится, не пущать, знамение победы, полупьяное лицо.
3. Разговор:
А) щенок — генеральский: нежная тварь, шустрая собачонка, чтобы сорвать, дурацкий палец, доберусь до тебя;
Б) щенок — бездомный: в законе нет, чтоб от твари терпеть, оштрафую мерзавца, истребить, мировой рассудит, нужно проучить, так не оставляй.
Ключевые слова: чтобы сорвать, истребить, оштрафую мерзавца, бродячий скот, нежная тварь, доберусь до тебя.
О б р а з а в т о р а: образованный человек , современник героев , любит животных, обладает чувством юмора.
Характеристики персонажей.
О ч у м е л о в: говорящая фамилия . Полицейский надзиратель . У него есть власть над городовыми, простым людом, но он зависит от высокопоставленных особ . С одной стороны, как человек, имеющий власть, он пользуется ею , с другой стороны, как человек зависимый, он пресмыкается перед начальством. Отсюда такая странность в его поведении. Это малообразованный человек: говорит короткими, неправильными предложениями , использует бранные слова .
Х р ю к и н: говорящая фамилия . Золотых дел мастер . Неграмотный человек: строит неправильные конструкции , но в то же время что-то слышал о суде, законе и гордится этим знанием .
Елдырин: городовой . В рассказе играет роль катализатора. От его слов немедленно меняется точка зрения Очумелова .
3. Уровневый анализ.
1. Проведя лингвистический анализ данного текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком. В диалоге используется разговорная лексика с элементами бранных слов, просторечий.
В тексте используется анаколуф . Например: «Почему тут? Это ты зачем палец? Никак беспорядок! Ужо сорву с тебя!»
2. В тексте используются бранные слова , военная лексика , канцеляризмы , просторечия , вульгаризмы , устаревшие слова . Глаголы стоят во множественном числе , используются уменьшительно-ласкательные суффиксы — проявление уважения, лести, подобострастия. Неправильные синтаксические конструкции: я человек, который работающий, ветром подуло; неправильное сочетание слов: каждый свинья. Библейские слова: собака — тварь.
3. Для текста характерно использование автором многозначности слов с целью создания многослойного образа. Например: сними пальто, надень пальто — волнение от услышанных слов и попытка продлить время для обдумывания дальнейших действий.
Также для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: нежная тварь — бродячий скот, надень — сними, бежит — гонится.
4. Мы нашли в тексте образные изобразительно-выразительные средства:
Метафора: свет Божий, на лице написано, сорву с тебя, знамение победы.
Метонимия: врезываясь в толпу .
Сравнение: двери как голодные пасти.
4. Выводы.
Использование изобразительно-выразительных средств языка подчинено общей задаче произведения. Чехов показывает, как неискренен человек, обладающий властью. Если у него нет нравственных принципов, то его поведение зависит от ситуации. В тексте есть предтекст и подтекст .