Тема урока природоведения: Животные морей и океанов 5 Класс — скачать бесплатно
Тема урока природоведения в 5 классе VIII вида обучения: Животные морей и океанов.
Цели и задачи урока:
Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.
Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции Создать условия для самореализации учащихся.
Развитие воображения как высшей формы психического развития через создания образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности
Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Оборудование и материалы: таблицы с изображением обитателей морей и океанов, мультимедийное оборудование, презентация «Жители морей и океанов», цветные карточки с изображением обитателей морей и океанов. Учебники, тетради. Ватман, цветные фломастеры. Аудиозаписи «Звуки дельфинов», «Звуки китов», «Звуки воды и крики чаек» .
Ход урока:
1. Организационный
Учитель: — Ребята, как называется наша планета?
— А вот если бы об этом спросили инопланетянина, наблюдавшего нашу планету из космоса, возможно, он назвал бы ее: ПЛАНЕТА ОКЕАН. Почему?
— Правильно, ведь большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать — планета ОКЕАН.
И сегодня мы познакомимся с этой планетой, с ее многочисленными обитателями.
— Тема нашего урока «Животные морей и океанов».
— Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе…
Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст, предложив ребятам сесть поудобнее и закрыть глаза.
Приложение 1
Море огромное, лениво вздыхающее у берега, — уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно всползая на берег.
2. Усвоение новых знаний.
Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией.
-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже.
-Вспомните, где еще мы с вами в природе встречали многоэтажные дома?
-Давайте отправимся в путешествие по подводному миру морей и океанов. В подводное путешествие мы отправимся на батискафе. Батискаф — это уменьшенная подводная лодка. У каждого из нас будет окошко — иллюминатор, через который мы будем наблюдать за чудесами океана. Бросить якорь!
Перейти на батискаф! Приготовиться к погружению! Задраить люки!
Спуск!
— Итак, начинаем наше погружение. И сразу наше внимание привлекает сообщество Поверхности воды .
— Организмы этого сообщества занимают Верхние слои водного пространства , а иногда держатся на поверхности воды Медузы, Летучие рыбы. Они малоподвижны, поэтому переносятся морскими течениями и ветром. Для их развития необходимы тепло и солнечный свет.
Как ни малы по размеру эти живые организмы, их общее количество огромно. Именно они служат главным источником питания разных животных — от небольших креветок до огромных китов.
Опишите внешний вид этих представителей ?
Акиф описывает медузу, Денис летучую рыбу, а Дима зачитывает из учебника о летучих рыбах. Зарисовывают в тетрадь, учитель на доске-поверхность воды и схематично этих животных.
— А мы с вами спускаемся вглубь океана и попадем в сообщество Толщи воды .
Водоросли очень разнообразны: красные, бурые, зеленые. Не имеют корней, а лишь прикрепляются ко дну выростами. Являются кормом для рыб, источником кислорода.
Кроме водорослей в состав входят Морской конек, морская черепаха.
Показывая слайды, Дети пытаются правильно ответить, кто изображен на картине, что они о нем могут знать?
— А вот после длительного пребывания на глубине Кит выныривает, чтобы набрать воздух и пообедать. Самое удивительное, что многие из китов питаются планктоном, т. к. настоящих зубов у них нет. А вот и Дельфин.
Дима, Сережа описывают этих животных, зачитать в учебнике о них.
Своих детенышей киты и дельфины выкармливают молоком, дышат с помощью легких. Кого они вам напоминают? .
— Но вот навстречу нам устремляется гроза морей и океанов. Акула! Произнося это слово, у людей появляется панический страх.
Зарисовать представителей толщи вод — дети у себя в тетради, учитель на доске.
— Опускаемся все ниже и ниже. Итак, Донное сообщество небольших глубин. Животные малоподвижны, имеют для защиты крепкие панцири, уплощенное тело в спиннобрюшном направлении, могут менять свою окраску под цвет окружающей среды.
— Вот тихо почивает Морская звезда.
— А вот по дну к нам движется «многорукий» житель моря — Осьминог.
— Скатов иногда в шутку называют расплющенными акулами. Это плоские рыбы, которые плавают с помощью боковых плавников.
Давайте опишем морскую звезду, осьминога, ската, что помогает им передвигаться по дну. Сережа из учебника зачитает об электрическом скате. Теперь давайте зарисуем этих представителей донного сообщества у себя в тетради, учитель на доске.
— Вот теперь мы с вами полностью посетили наш водный Дом. Закончилось наше подводное путешествие. Вам понравилось?
Давайте отдохнем — ФИЗМИНУТКА.
Раз — подняться, подтянуться,
Два — согнуться, разогнуться,
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на стульчик сесть опять
3. Закрепление
Подведем итоги изученного нового материала:
Я загадаю Вам загадки, слушайте внимательно, а отвечать вы можете все вместе.
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите — не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива.
2. Без воздуха живет она
И, как могила, холодна.
Не пьет, хотя в воде сидит,
В броне, хотя и не звенит.
3. Он плавает на дне глубоком,
А иногда — у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов.
4. РЫБКА, А НЕ ЛОШАДКА
.
ЕСЛИ ЗВЕЗДОЧКА УСТАЛА, НЕТ В НЕЙ СВЕТА, НЕТ В НЕЙ ЖАРА, ТО ОНА ЖИВЕТ НА ДНЕ, В ОКЕАНСКОЙ ГЛУБИНЕ
6. По сути зверь — а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус?
Зубы в пасти: в три ряда. Это не страсти, а беда. Этот хищник знаменит, Тем, что он — «морской бандит».
Мускулисты его скулы, Остерегайтесь встреч с…
8. Подставляя людям спины
В море нас спасут…
9. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — …
10. КТО ЖЕ В МОРЕ В КАМЕННОЙ РУБАХЕ? В КАМЕННОЙ РУБАХЕ В МОРЕ… .
— Хорошо запомнили обитателей морей и океанов, а теперь давайте разместим их на правильных этажах, а то они совсем потерялись, не могут найти каждый свой этаж.
Ребятам предлагаю подойти к столу, где перемешены разноцветные карточки с представителями разных морских глубин и располагать на ватмане-море с указанными глубинами. Акиф и Денис заселяют поверхность вод, Дима — толщу воды, а Сережа — дно.
Стук в дверь. Учитель: Ой, кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.
.
Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?
«Здравствуйте, юные исследователи морей и океанов!
Мне передали по капитанской почте, что вы сегодня совершаете путешествие в глубины вод морей и океанов. Вот я и подумал, кому как не мне; прославленному мореплавателю, помочь вам в этом вопросе?!
Путешествуя по бескрайним морским просторам, спускаясь на большую глубину. Я наблюдал за удивительными подводными жителями. Вот какие записи я сделал в своем журнале:
На поверхности воды обитают — Морские звезды ;
На глубине увидел я — Большую черепаху.
А на дне расположился — Кит,
Надеюсь, что собранный мною материал будет вам полезен.
С уважением капитан Врунгель!.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
4. Домашнее задание: зарисовать морских обитателей, которые вас заинтересовали.
5. Рефлексия
Ребята, если Вам понравилось работать сегодня на уроке, тогда поднимите Листочек желтого цвета.
Если вам что-то не понравилось, поднимите Листочек зеленого цвета.
Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу, до свидания!
САМОАНАЛИЗ УРОКА.
Урок природоведения в 5 классе, где обучаются 4 учащихся с ОВЗ. Дима и Сережа относятся к 1 группе , Акиф и Денис ко 2-ой группе.
Тема урока природоведения «Животные морей и океанов». Цель которую поставила на этом уроке: дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним. Изучая данную тему, стараюсь решать следующие задачи:
Развивать воображение, наблюдательность, любознательность, расширять кругозор и словарный запас.
Формировать коммуникативную, информационную, познавательную и рефлексивную компетенции. Создать условия для самореализации учащихся.
Коррекционные:
Развитие воображения как высшей формы психического развития через создания образов, включающих предвидение конечного результата предметной деятельности.
На своем уроке использую следующие технологии: информационно-коммуникационные технологии , здоровьесберегающие технологии , технологии использования в обучении игровых методов , психокоррекционные технологии .
Урок построен на использовании объяснительно-иллюстративного метода, Метода стимулирования и мотивации обучения, метода контроля. Данные методы обучения соответствуют: задачам урока; Характеру и содержанию учебного материала; уровню ЗУН учащихся; материальному обеспечению урока; индивидуальным особенностям, возможностям и подготовленности учащихся. На данном уроке была достигнута цель, учащиеся выполняли задания с помощью учителя.
В своей работе использую индивидуальный подход в соответствии с ситуацией и подготовленностью учащегося, его объемом знаний, умений и навыков, а так же желанием ребенка обучаться.