Киров — с нами!
Хотя Киров — исторически и фактически Вятка — на карте нынешних газпромовских стратегий «кружком отмечен не всегда», на карте российской культуры город занимает одно из ведущих мест. По крайней мере, в сфере школьного образования. При всех социально-экономических трудностях область входит в «золотую дюжину» регионов по уровню работы с одаренными детьми и удерживает высокую позицию по качеству образования . Достигнут этот результат потому, что в Кирове знают не понаслышке, что такое инновации в образовании — и внедряют их
Сильнейшая инновационная школа не только местного, но и общероссийского уровня — Вятская гуманитарная гимназия — празднует в этом году пятнадцатилетие с момента присуждения ей гимназического статуса. А через два года ВГГ будет отмечать свое столетие. На конференции «Инновационное образование: 15 лет поиска», состоявшейся в ВГГ 2-3 ноября, газета «Литература» была почетным гостем.
Известно, что в образовании сегодня многое держится на энтузиазме. При всей заботе властей о системе образования реальное финансовое и материальное положение дел в этой сфере выглядит пока
Даже один неравнодушный, отдающий себя делу педагог может организовать вокруг себя творческое пространство — представьте же теперь, какое мощное энергетическое поле возникает, если объединяют свои усилия десятки творческих учителей, воспитателей, администраторов, если им удается создать Школу.
Вятская гуманитарная гимназия и есть такая Школа с большой буквы. Это одна из самых энергетических точек современного российского образования. Может быть, поэтому сюда так тянутся люди: конкурс на поступление больше, чем в столичные вузы, на курсы повышения квалификации, которые открыты гимназией, приезжают педагоги из других областей, а среди научных руководителей гимназии — специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга.
Конференция «Инновационное образование: 15 лет поиска» также собрала коллег из разных регионов: Республики Коми, Удмуртии, Пермского края, Свердловской области.
Мне много приходилось бывать на разных образовательных конференциях и семинарах — еще нигде я не видел такого высокого уровня организации работы, такого разнообразного «ассортимента» идей, такой слаженности и профессионализма. Культуре презентации опыта у педагогов ВГГ могут поучиться многие известные столичные школы. Важно при этом, что презентация — с использованием современных мультимедийных средств — не становится самоцелью, глянцевой упаковкой, скрывающей за собой пустоту . Многие идеи, внедряемые ВГГ в своей повседневной практике и предъявленные на конференции, настолько ценны и сложны содержательно, что к ним тянет еще и еще раз возвратиться — чтобы додумать, доспорить, прожить.
Идея этой конференции, как и многих других коллективных мероприятий, организуемых гимназией, как раз и состоит в общем проживании накопленного опыта. Круглые столы, мастерские, музейные уроки, знаменитые «погружения» в историческую эпоху, академические чтения, представление сетевых образовательных программ, практические занятия по «жизненному ориентированию», интегративные проекты — вот лишь часть жанров, в которых происходило общение и взаимодействие коллег на конференции. Процесс, разворачивающийся параллельно в разных точках гимназии, запечатлевался фото — и видеокамерами, обрабатывался школьниками-журналистами и в обобщенном виде предъявлялся участникам конференции на так называемых итоговых «распаковках».
Все это создавало удивительный эффект полноты происходящего события, его неисчерпаемости и многогранности.
В эту гимназию стоит приезжать учиться. Говоря это, я имею в виду тех коллег, кто делает своими руками гуманитарное образование в школе. Опыт ВГГ настолько интересен и — главное — заразителен, энергетически насыщен, что после знакомства с ним ты становишься другим.
Самим фактом своего существования Вятская гуманитарная гимназия отменяет понятие Провинциального в образовании — как отсталого, несовременного, чуть смешного. Вятка с нами, и этот шанс нам нужно использовать. Чтобы подняться на новую высоту.