Краткое содержание рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Действие рассказа происходит во времена сталинских репрессий, когда в лагерях ГУЛАГа оказывались миллионы людей, попавших под подозрение, уличенных в неблагонадежности.
Это страшное время, когда действовал негласный закон: «не ты, так тебя». Иван Денисович Шухов оказывается под тяжелым молотом репрессий. Его, как «государственного преступника» и «шпиона», арестовывают и отправляют в лагерь.
Иван Денисович — фронтовик. Он ушел на фронт буквально с первых дней войны. Уже 23 июня 1941 года он взял на себя тяжелое бремя защитника
Он испытал все тяготы войны. Не понаслышке знал, как обращалось советское государство со своими солдатами. Они оказались по сути брошенными на произвол судьбы.
Собственными силами они вырвали свои жизни у врага. Их оставили на верную смерть. Так Иван Денисович попадает в немецкий плен. Он и его товарищи хлебнули из чаши невзгод.
Но Шухову удается сбежать.
Его рассказ — это прямая дорога в концлагерь.
В лагере он вспоминает мирную довоенную жизнь в деревне. Он пишет письмо родным, жене, в котором отказывается от посылок. Они ему и не приходят.
Это явно указывает на то, что в деревне тоже голодают, и вполне возможно, что больше, чем в самом лагере. Письма жены показывают совсем нерадостную картину: крестьяне вынуждены раскрашивать ковры и продавать их горожанам. Этим и кормиться.
Все повествование охватывает временное пространство в один день. Но в этом дне — вся жизнь лагерная, со всеми подводными камнями, со всеми тяготами, лишениями, унижениями.
Перед читателем проходит галерея социальных типажей. Кавторанг — бывший морской офицер, репрессированный; Цезарь — бывший кинодеятель, интеллигент. Даже в лагере он получает некоторые льготы и, в сравнении с остальными арестантами, живет по-барски.
Он получает посылки, которые у него не отнимают, к нему не так строги при работе. Среди арестантов и старик-каторжанин, видавший виды еще в царских тюрьмах, и латыши, эстонцы — «буржуазные националисты», и баптист Алеша, который высказывает самые разнообразные идеи о боге, и Гопчик — совсем юный, ему еще шестнадцать лет. Все это представители народа.
Сам Шухов здесь свой, он крестьянин.
Солженицын изображает и людей совсем иного рода. Это начальники лагеря. В первую очередь начальник Волков.
Он устанавливает свой миропорядок в лагере.
Автор рисует мелкие детали лагерного быта. Основной круг жизненных приоритетов связывается с едой. Того, чем кормят в лагерной столовой, едва-едва хватает на то, чтобы хоть немного согреться. На завтрак, обед и ужин одна и та же неизменная баланда, состоящая из мерзлой капусты, мелкой рыбы. Добавочная порция баланды — это большая удача.
А вот лишняя пайка хлеба или порция табака — это уже роскошь, которая редко перепадает. Для этого надо славно потрудиться, выслужиться. Да и это не всегда бывает по заслугам оплачено. Арестанты вынуждены идти на самые разнообразные хитрости и уловки, чтобы добыть кусок хлеба. Приходится выслуживаться перед такими признанными авторитетами, как Цезарь.
Но для многих из заключенных важно до сих пор сохранить свое человеческое достоинство, остаться верным себе, сохранить в себе человека. Это важно не только для душевного равновесия, но и прямым образом связано с проблемой выживания. Если человек теряет волю, то он неизбежно погибает.
Еще один вопрос мучает заключенных — это вопрос об отношении к подневольному труду. В людях уже давно нет чувства протеста, на него у них просто не хватает сил. Работа для них — это очередной способ для выживания. Чтобы не замерзнуть, люди идут и идут на работу, даже соревнуются бригада с бригадой.
Это не только согревает, но и добавляет азарта, а значит, сокращает время до конца очередного дня.
Солженицын изображает и таких людей, в которых не умерло еще удовольствие от работы. Некая поэтика присутствует в описаниях работы по строительству дома той бригадой, где работает Шухов. Это целое искусство — правильно распределить свои силы так, чтобы не переусердствовать в работе.
И еще большее искусство — это умение в процессе этой работы показать себя так, чтобы заработать лишний паек.
И в работе нужна хитрость. Каждый кусочек пилы ценится на вес золота. Из таких кусочков лагерные жители умело мастерят маленькие ножички.
Это способ заработать еду, табак, вещи.
Высокое искусство заключается и в том, чтобы не попасться охраннику, утаить от него свои «заначки». Здесь идет жестокая игра: кто кого ловчее и хитрее. Ведь охранник был вправе сделать с заключенным все что угодно. И даже расстрелять за нарушение тюремного режима.
А потому обмануть охранника — это тоже искусство, искусство выжить.
Описываемый день Ивана Денисовича — очень удачный для него день. Он не попал на трудные работы. Ему удалось избежать карцера, он сумел раздобыть себе лишнюю порцию каши. «Бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил.
И не заболел, перемогся.
Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый.
Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три.
Из-за високосных годов — три дня лишних набавлялось…».