Фридрих Шиллер биография
Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился 10 ноября 1759 года в небольшом немецком городке Марбах-на-Неккаре в семье полкового фельдшера. Родители видели сына священником, поэтому начальное образование мальчик получил у местного пастора, а продолжил учебу в латинской школе Людвигсбурга.
Но юноше не суждено было стать служителем церкви. По указанию герцога Вюртембергского Шиллера определили в военную академию. В 14 лет Фридрих стал студентом юридического факультета, а затем медицинского.
В годы учебы он увлекся поэзией, которая была глотком
В 1776 году в немецких журналах появилось несколько стихотворений начинающего поэта. Воодушевленный первыми успехами, Шиллер решил посвятить свою жизнь литературе. Украдкой он работал над драмой «Разбойники», в которой ярко звучала тема борьбы с тиранией. Пьеса и академия были окончены почти одновременно — в 1780 году. Фридрих получил место полкового врача с мизерным жалованием, а пьесу никто не хотел издавать.
Одолжив денег, автор напечатал ее небольшим тиражом.
«Разбойники» имели немалый успех, и в январе 1782 года
В том же году начинающий автор опубликовал сборник стихов, в который вошли произведения острой политической и социальной направленности. О самовольных отлучках из полка и стихотворных нападках на власть стало известно герцогу. Шиллера посадили на гауптвахту и разрешили писать только на медицинские темы.
Драматург был вынужден бежать из Вюртембергского герцогства. Некоторое время он жил у знакомых под чужим именем, а затем получил место штатного драматурга Мангеймского национального театра. В следующие два года были поставлены пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» и «Коварство и любовь». Напряженная интрига и яркие образы героев принесли заслуженную славу автору. Шиллер приобрел большое количество поклонников.
В гостях у одного из них он прожил следующие два года.
В это время драматург написал пьесу на историческую тему «Дон Карлос» и множество стихотворений. Самое известное из них — «Ода к радости». Оно вдохновило Бетховена на создание заключительной части 9-й симфонии.
В 1787 году Шиллер переехал в Веймар к одному из многочисленных друзей. Здесь он редактировал несколько журналов, познакомился с известными деятелями науки и литературы. В Веймаре состоялась судьбоносная встреча с Гете.
Под влиянием гениального немецкого мыслителя Шиллер увлекся историей и философией.
По протекции Гете драматургу предоставили место преподавателя истории в Йенском университете. Но педагогическая деятельность не принесла Шиллеру успеха и денег. Концы с концами удавалось сводить только благодаря стипендии, которую выплачивали богатые и знатные почитатели его таланта.
В этот период Шиллером были написаны философские произведения: «Письма об эстетическом воспитании человека», «О возвышенном» и другие. В них впервые прозвучала известная фраза: «Красота спасет мир».
В 1790 году Шиллер взял в жены Шарлотту фон Ленгефельд. В этом счастливом браке были рождены четверо детей, но силы и здоровье драматурга оказались сильно подорваны. Вскоре у него диагностировали туберкулез легких.
Шиллер почти перестал заниматься литературной деятельностью. Он переосмыслил жизненные приоритеты и ценности, разочаровался в бунтарских настроениях, которые захлестнули Францию. Только благодаря Гете он нашел новые идеалы и вернулся к творчеству.
С 1799 года и до конца дней Шиллер жил в Веймаре. Вместе с Гете он основал Веймарский театр, где ставились пьесы обоих авторов. Здесь он завершил драматическую трилогию «Валленштейн» о полководце времен Тридцатилетней войны, пьесы «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Мессинская невеста».
Вершиной его творчества стало последнее произведение — драма «Вильгельм Телль». Болезнь обострилась, и драматург ушел из жизни в возрасте 45 лет.
Шиллер создал новый тип драматического произведения, где личные трагедии героев тесно переплетены с политической борьбой, характеры персонажей представлены в контрастных, взрывных противоречиях.
Начав свою творческую деятельность под влиянием поэтов «Бури и натиска», Шиллер прошел путь от романтических революционных идеалов борьбы со всеми проявлениями несправедливости и тирании к осознанию опасности стихийного народного бунта. К концу жизни он все больше разочаровывался в возможности построения справедливого общества, но никогда не переставал верить в торжество разума и красоты.