Рабочая программа по ИЗО 2 класс В. С. Кузин
Согласовано Руководитель МО _____________ / Пчелова Е. В. Протокол № _____ от | ___ ____________ 2015 г. | Согласованно Заместитель руководителя По УВР МОУ Лицея № 8 Г. Буденновска _____________ / Сиденко Л. В. | ___ ___________ 2015 г. | Утверждено Директор МОУ Лицея № 8 Г. Буденновска _____________ / Герман М. А. Приказ № _____ от | ___ ___________ 2015 г. |
Рабочая программа педагога
I категории
Гапаровой Татьяны Ивановны
По изобразительному искусству
2
Класс
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ____ от
___________ 2015 г.
2015 — 2012 уч. год
Изобразительное искусство 2 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по Изобразительному искусству составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и авторской программы курса
В. С. Кузина .
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно — эстетических отношений личности к окружающей действительности.
Цель курса — приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Задачи
Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих Задач:
Развитие Способности к эмоционально — ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
Способствовать Освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно — прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
Способствовать Овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
Воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.
Программа
В начальной школе соответствует образовательной области
Обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно — прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.
В Основу программы положены:
— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно — эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела
За счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно — творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей , что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально — эстетического и нравственно — оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.
В данный УМК входят:
Учебник
2 класс
Тетрадь:
2 класс
Методическое пособие
Автор Кузин В. С.
Программа курса
1-4 класса авторы Кузин В. С., Кубышкина Э. И.
Содержание программы
2 класс
Рисование с натуры
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов.
Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению :
А) бабочек;
Б) простых по форме листьев деревьев и кустарников ; цветов ;
В) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей , фруктов ;
Г) игрушек на елку ;
Д) игрушечных машин .
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги.
Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально — эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
А) рисунки на темы:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,
;
Б) иллюстрирование русских народных сказок
,
,
; стихотворений
А. Пушкина,
А. Плещеева,
С. Есенина,
С. Маршака,
Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина,
И. Надеждиной,
Г. Скребицкого,
.
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно — прикладного искусства: художественной росписью по дереву и по фарфору , русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно — сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
А) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
Б) выполнение орнаментальной полосы
Для украшения классного уголка;
В) выполнение коллективной работы — фриза
— на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
Г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
Д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры , по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
А) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей с натуры, по памяти или по представлению;
Б) лепка птиц и зверей с натуры , по памяти или по представлению;
В) лепка тематической композиции на темы:
,
;
Г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация
Рисование узоров геометрических и растительных форм и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек .
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
А) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
Б) составление сюжетной аппликации на темы
,
.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
Прекрасное вокруг нас ;
Родная природа в творчестве русских художников ;
Городские и сельские пейзажи;
Художественно — выразительные средства живописи и графики — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
Композиция в изобразительном искусстве;
Художники — сказочники ;
Художники — анималисты ;
Выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И. Репин, В. Суриков, И. Шишкин, И. Левитан;
Главные художественные музеи России;
Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве .
Основные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классе
В течение учебного года Учащиеся должны получить начальные сведения:
О рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
О художественной росписи по дереву , по фарфору ; о глиняной народной игрушке ; о вышивке;
О цветах спектра в пределах наборов акварельных красок ; об основных цветах ;
Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов .
К концу учебного года Учащиеся должны уметь:
Высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно — прикладного искусства ;
Верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность , менять направление мазков согласно форме;
Определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
Передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
Передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
Выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно — обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
Лепить простейшие объекты действительности , животных с натуры , фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
Составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.
Тематический план учебного курса Тематическое планирование
Количество часов | № П/п | Наименование раздела | Всего часов | |
1 четверть | 9 | 1 | Мы рисуем осень | 9 ч. |
2 четверть | 7 | 2 | Мы рисуем сказку | 7 ч. |
3 четверть | 10 | 3 | Мои друзья | 10 ч. |
4 четверть | 8 | 4 | С чего начинается Родина | 8 ч. |
Итого | 34 | Всего | 34 |
Календарно — тематическое планирование
Условные обозначения: рисование с натуры — РН; рисование на тему — РТ; декоративная работа — ДР; лепка — Л; Аппликация — АП.
Дата проведения | Тема урока | Основные термины и понятия | ||
Планируемая | Фактическая | |||
1 четверть | ||||
Мы рисуем осень | ||||
1 | Беседа | Родная природа в творчестве русских художников . | Элементарные основы изобразительного языка искусства: композиция | |
2 | РН. Наброски листьев простых форм с передачей общего цвета натуры. Красота осенних листьев. | Спектр, натура. | ||
3 | Л. Приемы работы с пластилином. Лепка с натуры фруктов. Осенние подарки природы. | Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. | ||
4 | РН. Рисование с натуры овощей и фруктов . | Живопись. | ||
5 | РН. Теплые и холодные цвета спектра. В сентябре у рябины именины. | Теплые — холодные цвета. | ||
6 | ДР. Народно — прикладное искусство: городецкая роспись. Узор в круге из растительных форм. | Орнамент, ритм. | ||
7 | РН. Композиция в изобразительном искусстве. Сюжеты | Осень в городе , | Осень в деревне . | Пейзаж, композиция. |
8 | ДР. Контрастные цвета. Узор в круге, полосе | Цветы и ягоды | Акварель, контраст. | |
9 | ДР. История создания русской матрешки. Наряд русской красавицы | Основные краски. Полхов — Майдан. | ||
2 четверть | ||||
Мы рисуем сказку | ||||
10 | Беседа | Художники — анималисты . | Элементарные основы изобразительного языка художников — анималистов | |
11 | АП. Силуэт в изобразительном искусстве. Сказочная птица или сказочная рыбка. | Пропорции, силуэт. | ||
12 | РТ. Иллюстрации к русским народным сказкам. Иллюстрирование сказки | Гуси-лебеди | Иллюстрация | |
13 | ДР. Орнаментальная полоса. Простой узор из элементов хохломской азбуки. | Хохлома. | ||
14 | РН. Понятие о графике. Сказка в лесу. | Графика. | ||
15 | ДР. Русское народное творчество. Городецкая роспись. | Городецкая роспись. Цветовая гамма. | ||
16 | АП. Композиция из простых геометрических форм разных материалов. Поздравительная открытка. | Композиция, геометрические фигуры. | ||
3 четверть | ||||
Мои друзья | ||||
17 | Беседа | Дети в изобразительном искусстве . Художники — портретисты: И. Репин, В. Серов. | Художники — портретисты | |
18 | РН. Зимние забавы. | Жанровая живопись. | ||
19 | Л. Лепка животных. Друг детства. | Жанр анималистики. Анатомия, пропорции. | ||
20 | РТ. Создание образа природы: небо с облаками, снегопада. | Цвет, мазок, линия, пятно. | ||
21 | РН. Рисование лица человека. Изображение женского сказочного образа. | Портрет | ||
22 | Л. Лепка фигуры человека в движении. | Пропорции тела человека. | ||
23 | РТ. Истории войн, сражений, побед. Изображение богатырей, их щитов. | Батальный жанр. Одежда солдат разных времен и народов. | ||
24 | ДР. Художественная роспись. Украшение вырезанных изделий в технике гжели. | Гжель. | ||
25 | АП. Открытка к празднику. | |||
26 | РТ. Тематическая композиция. Весна наступает. | Основной цвет изображаемых объектов. | ||
4 четверть | ||||
С чего начинается Родина | ||||
27 | Беседа | Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. | Традиции реализма | |
28 | РТ. Изображение природы в различных состояниях. | Теплые и холодные тона | ||
29 | РТ. Полет на другую планету. | Спектр в пределах наборов акварельных красок | ||
30 | РТ. Иллюстрирование произведения С. Есенина | Береза . | Пространственные отношения | |
31 | РН. Цветы нашей Родины. | Пространственные отношения | ||
32 | РТ. Мы рисуем праздник. Праздничный салют. | Спектр в пределах наборов акварельных красок | ||
33 | ДР. Изображение цветов, птиц для украшения класса. Здравствуй, лето! | Палитра художника. Смешивание красок. Фриз | ||
34 | ДР. Здравствуй лето. Подведение итогов, выставка работ. |