Учим читать постмодернистский текст
Лабораторная работа по рассказу Виктора Пелевина «Ника»
Каждое художественное слово тем и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений и объяснений.
Магия русского слова такова, что нам, преподавателям-словесникам, очень трудно избавиться от убеждения, что читать можно и нужно только классиков, то есть «светлые книги, которые только и писались в прошлом столетии». Уточним слова популярного современного писателя, тоже, кстати, по специальности учителя русского языка и литературы,
И дело здесь не только в нашем учительском: На классику времени не хватает!
Но нельзя пренебрегать произведениями, которые входят в круг актуального чтения современного читателя-школьника. Однако сделать это надо чрезвычайно аккуратно: дело в том, что обращение к текстам, которые считаются культовыми у современной молодежи, может вызвать прямо противоположные эмоции: от восторга до абсолютного неприятия . Что называется «по умолчанию», примем последнее. И попытаемся
Это с одной стороны.
С другой — на таком уроке ученик остается наедине с текстом, что немаловажно. Действительно, как редко удается ученику в ситуации урока остаться один на один со словом, почувствовать его, пережить, подумать над ним. «Страшный бич гуманитарного образования в школе в том, что оно сводится пусть даже к доброкачественной, но лишь информации о гуманитарности, — пишет один из старейших российских учителей. — И если говорить о литературе, то прежде всего задача урока в том, чтобы научить читать литературу как литературу . И к этому есть только одна дорога: не готовый результат, который остается только выучить, а активное соучастие в процессе постижения, проникновения, исследования»