«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных» написано в декабре 1829 года и напечатано в «Литературной газете» в 1830 году. В первой редакции стихотворение начиналось строфой, в которой лирический герой утверждал, что мысль о неизбежной смерти преследует его, где бы он ни находился. Пушкин избегает такой прямоты в окончательном варианте.

Литературное направление, жанр

Жанр стихотворения — элегия. Это печальные философские размышления о бренности бытия, неизбежности смерти. Человеку свойственно думать

об этом. Лирический герой Пушкина представляет возможное место и время смерти, примиряется с фактом смерти и морально к ней готовится.

Это образец реалистического стихотворения.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение условно можно поделить на две части по 4 строфы. В первых четырех лирический герой трижды совершает одну и ту же мыслительную операцию: определенное место или действие в его жизни приводит к мыслям о смерти. Скопление людей наводит на мысль об их смертности.

Дуб переживет лирического героя, а младенец станет залогом жизни новых поколений.

Вторая половина элегии посвящена рассуждениям

о времени , месте смерти. Последние две строфы — раздумья о тех ценностях, которые небезразличны лирическому герою даже после смерти,- родина, природа и сама жизнь.

Рассуждения движутся от общего к частному, от мыслей о смертности любого человека до откровений лирического героя о собственной смерти. Он задает риторические вопросы о том, где и когда мог бы умереть, и мечтает быть похороненным на родине.

Стихотворение кажется очень мрачным, но оно оптимистично. Тема элегии — рассуждение о неизбежной смерти. Основная мысль заключена в том, что смерть каждой конкретной личности неотвратима и печальна, но она не знаменует торжество смерти. Жизнь вечна.

Она продолжается в жизни следующих поколений и вечной природы. Поэтому жизнь прекрасна, и мысли о смерти только подчеркивают красоту жизни. Пушкин был великим жизнелюбом.

Размер и рифмовка

Элегия написана четырехстопным ямбом с пиррихием, чаще всего в третьем слоге. Пушкин стремится к четкой ритмической организации, даже пропуск ударения ритмичен. Ничто не должно отвлекать от гармоничных рассуждений.

Данная элегия — способ самому обрести душевный покой. Рифмовка перекрестная, женская и мужская рифмы чередуются.

Тропы и образы

Элегия построена на антитезе жизни и смерти, которая выражена метафорами в обращении к младенцу: «Мне время тлеть, тебе цвести». К полюсу жизни относятся эпитеты улицы шумные, храм многолюдный, юноши безумные, дуб уединенный, младенец милый, предел милый, жизнь младая, краса вечная. Смерть описывают эпитеты вечны своды, век забвенный, охладелый прах, бесчувственное тело.

Эпитет безумные по отношению к юношам кажется странным, но он раскрывает идею стихотворения. С точки зрения зрелости юноши безумны, потому что не думают о смерти. Долг каждого зрелого человека — соотнести себя со смертью, научиться жить с мыслью о ней.

Важность эпитетов подчеркивает и то, что почти все они стоят после определяемого слова, то есть Пушкин использует инверсию, логически подчеркивая эпитеты-определения.

Элегия написана традиционным для этого жанра высоким стилем. Пушкин использует часто встречающиеся в стихах-рассуждениях перифразы: милый предел — родина, гробовой вход — могила.

Метафоры и олицетворения объединены тематикой быстротечности бытия и смерти: промчатся годы, сойдем под вечны своды, тебе я место уступаю, смерть пошлет судьбину, соседняя долина мой примет охладелый прах, ближе к милому пределу мне все б хотелось почивать.

Метафора патриарх лесов тоже говорит о смертности, хотя и после очень долгой жизни. Только одну фразу можно расценивать как метафору, относящуюся к жизни: «И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть». Метафорически эта фраза означает, что жизнь вечна: смерть одних сменяется жизнью других. Пока человек живет, он радуется и не думает о смерти.

Но не следует ли читать эти две строки в прямом смысле: лирическому герою хотелось бы, чтобы следующие поколения не забыли его, приходили на его могилу?

Много споров у исследователей вызывает метафорический эпитет равнодушная природа. Возможно, он означает, что природа неподвластна смерти, равнодушна к ней. Но она равнодушна и к жизни.

С точки зрения смертного человека природа вечна.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» анализ стихотворения Пушкина