«Осыпаются астры в садах» анализ стихотворения Бунина
История создания
Стихотворение «Осыпаются астры в садах» написано 18-летним Буниным в 1888 г. и опубликовано в литературном журнале «Книжки Недели» в №104. В это время Бунин жил в имении родителей на хуторе Бутырки Елецкого уезда. Здесь прошло детство писателя, сюда он приезжал на гимназические каникулы.
Природа, описанная в стихотворении, с ранних лет знакома писателю.
Литературное направление и жанр
Бунин — писатель реалистического направления. Он удивительно точно передал осеннюю природу средней полосы, передав
Философское обобщение во второй части основано на осознании увядания в природе, наполнено психологизмом.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из двух равных частей, представляющих собой три катрена каждая. Таким образом, в стихотворении 6 строф. Первые 3 строфы — описание осенней природы.
В первой строфе лирический герой наблюдает осеннюю природу деревни: цветы в садах, клены у окошка, поля за домами.
Во второй строфе лирический герой достигает ближнего леса, осматривает его.
Удивителен восклицательный знак в конце первой строфы. Это мысленное восклицание лирического героя в чаще, где «не слышно ни звука», своеобразный крик души.
Неизвестно, к кому обращена вторая часть стихотворения. Чаще всего в случаях, когда адресат не назван, Бунин обращается к самому себе. Это обращение во внутренний мир, к лирическому герою стихотворения. По последним строкам первой и второй части можно сделать предположение, что лирический герой обращается к женщине, с которой переживает разлуку, с которой был счастлив, но счастье его обмануло.
Обращение к женщине подтверждается возникновением в предпоследней строчке местоимения «нам». Лирический герой готов к диалогу с невидимым собеседником .
В пользу первой версии говорит первая строчка второй части. Последними днями Бунин называет, очевидно, дни перед отъездом лирического героя из деревни. В четвертой строфе лирический герой как будто отправляется по собственным следам: осматривает аллеи и нивы, как в первой строфе.
В пятой строфе путешествие в пространстве заменяется путешествием во времени: осенние ночи навевают мысль о летних, когда пел соловей.
Философская мысль, высказанная в последней строфе, в сущности, перекликается с высказыванием Гераклита: «Нельзя дважды войти в одну реку». Осень сменится весной, но это будет уже другая весна, лирический герой не испытает былого счастья. К мысли об изменчивости присоединяется мысль о бренности существования, о быстро текущих годах.
Тема стихотворения: осень в природе навевает грустные мысли о конечности всего сущего. Основная мысль: былого не вернуть, и осень — время тихой грусти по ушедшему.
Тропы и образы
Образы первой строфы создают эпитеты: стройный клен, холодный туман, ближний лес, золотая листва, сквозная листва, неподвижно белеет . Образы стихотворения традиционные для осеннего пейзажа: увядающие астры, желтеющий клен, туман на полях, лес в уборе , сквозная листва. Увядание природы создает образ осени как живого существа . Она веет тоской и разлукой .
Первая строфа наполнена осенними красками: разноцветные цветы, желтый клен, золотистый лес, белый туман.
Эпитеты второй строфы посвящены описанию не осенней природы, а пространства и времени, пропущенного через призму человеческого сознания: последние дни, давно молчаливая аллея , знакомые нивы, деревенские ночи, осенняя полночь, летние ночи, обманувшее счастье . Существительные этой строфы тоже связаны с внутренним миром человека: любовь, грусть, тишина, молчанье, ночи, годы, счастье. Эти слова продолжают ряд эмоций, начинающийся в предыдущей части словами тоска и разлука. В антитезе осени и весны заключена идея стихотворения о быстротечности и бренности бытия.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано неторопливым трехстопным анапестом, рифмовка перекрестная, мужская рифма чередуется с женской.