Тема поэта в творчестве Бориса Пастернака

«Во всем мне хочется дойти

До самой сути…

…………………………………….

До оснований, до корней,

До сердцевины».

Б. Пастернак

Тема роли поэта и поэзии в обществе, место поэта в мире имеют в русской литературе вековую традицию. Хрестоматийный пушкинский «Пророк», призвавший «глаголом жечь сердца людей», определил позицию художника в обществе на много лет. И Б. Пастернак не обошел молчанием эту тему. Уже у раннего Пастернака есть очень нестандартное образное определение творчества:

«Февраль.

Достать чернил и плакать!…………………………………….И чем случайней, тем вернееСлагаются стихи навзрыд».

Или

«На тротуарах истолкуС стеклом и солнцем пополам, Зимой открою потолку и дам читать сырым углам».

Его образы поэта проходят эволюцию, но никогда идеал художника у Пастернака не связан с трибуной

«Поэзия, я буду клястьсяТобой, и кончу, прохрипев:Ты не осанка сладкогласца, Ты — лето с местом в третьем классе, Ты — пригород, а не припев».

Другими словами, автор не согласен на роль сладкогласца, он и читателю и себе берет билет в «третьем

классе». Пастернаку близка пушкинская эстетика. Под эстетикой художника он понимает «Его представление о роли искусства в истории и о его собственной ответственности перед ней».

Со временем это понимание у Пастернака расширяется и в него входят элементы нравственного характера. Символичны строки из «Спекторского»:

«Не спите днем. Пластается в длинуДыханье парового отопленья. Очнувшись, Вы очутитесь в пленуГнетущей грусти и смертельной лени.

Не сдобровать забывшемуся сномПри жизни солнца, до его захода».

Первые строчки — это слова Пушкина из стихотворения «Сон» . Они тоже наставления о необходимости душевной бодрости. Хронологически за «Спекторским» идет цикл «Второе рождение». Второе рождение — это новое отношение к окружающему миру, но это явление и поэтическое. Поэзия — это вторая действительность, преображенная через метафору. Поэзия возвращает миру первозданность чуда. «Второе рождение» — это второе сотворение мира, откровение поэзии и поэта.

И здесь в стихотворении «Мне хочется домой в огромность» звучит прямая перекличка с пушкинским «Пророком». Как и у Пушкина, в центре фигура поэта, рождающегося заново. Возрождение связано с возвращением и принятием роли поэта (у Пушкина «глаголом жечь сердца», у Пастернака «…опавшей сердца мышцей» услышать и оживить в слова,

«Как ты ползешь и как дымишься, Встаешь и строишься, Москва»).

Как у Пушкина не было пропасти между поэзией и прозой, так нет ее и у Пастернака. Не случайно главный герой «Доктор Живаго» — поэт. В стихотворении «Гамлет» утверждается, что поэт всегда в центре жизни, на подмостках:

«Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске, Что случится на моем веку».

Борис Пастернак выполнил миссию поэта: «…весь мир заставил плакать над красой земли…»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Тема поэта в творчестве Бориса Пастернака