«Блэк энд уайт» анализ стихотворения Маяковского
Когда в 20-е годы ХХ века Владимир Маяковский побывал во многих странах Европы и Америки, он везде выступал с чтением своих стихотворений и рассказами о жизни советского народа. Он встречался с писателями, художниками, актерами, чувствуя себя «полпредом стиха» первой в мире социалистической страны.
Американские впечатления и наблюдения нашли отражение в публицистике поэта и цикле поэтических произведений «Стихи об Америке». «Блэк энд уайт» , написанное в 1925 году уже дома, — одно из таких стихотворений, где поэт со свойственной
Место действия пока еще буржуазная Куба — «рай-страна, страна, что надо». Только в 1961 году эта страна станет социалистическим государством, кстати, до сих пор поддерживающим именно такой политический статус. В Гаване — столице Кубы — экзотический колорит подчеркнут Маяковским всего несколькими выразительными штрихами:
Под пальмой
А буквально в следующих строках звучит совсем не экзотическая идея:
В Гаване все разграничено четко: У белых доллары, у черных — нет.
Чтобы эту идею воплотить наглядно, автор использует характерный для него прием: придумывает Героя, на примере которого и показывает наглядно, как эта идея действует. На главной улице — «нарядной Прадо» с гремящим на ней «трехверстным джазом» он как будто бы замечает будничную, неприметную фигуру уборщика-негра. Его судьба похожа на миллионы других чернокожих жителей Кубы:
Много за жизнь повымел Вилли — Одних пылинок целый лес, — Поэтому волос у Вилли вылез, Поэтому живот у Вилли влез.
Портрет героя воссоздает Образ типичного раба с плантации, знакомого еще со времен Гражданской войны между Севером и Югом. Подведенный голодом, впалый живот, лысеющая под палящим солнцем голова — все это говорит о бедной жизни. Единственная радость в жизни — «шесть часов поспать на боку», и уже совсем удачей можно считать, если кто-нибудь «кинет негру цент на бегу».
И хотя «в мозгу у Вилли мало извилин», не потому что глупый, просто «мало посева» — знания своих прав, знаний о мире, но одно-единственное правило он вызубрил тверже, чем камень:
Белый ест ананас спелый, черный — гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу — черный.
Но забитый «маленький» американский человек не хочет с этим примириться. Он отваживается задать сверливший его голову вопрос одному из хозяев «рай-страны» — величественнейшему из сахарных королей мистеру Брэггу. Он спрашивает: «Почему и сахар, белый-белый, должен делать черный негр?» А еще утверждает, что ему, белому человеку, не идет тогда черная сигара — она для «негра с черными усами».
За свой вопрос он в буквальном смысле получает в нос.
Этот зреющий в душе Вилли протест сведен на нет, ведь никто не встанет на его защиту, так как в стране, где царит власть белых, у черных нет никаких прав. Поэтому «вытер негр о белые подштанники руку, с носа утершую кровь, посопел подбитым носом» и вновь взялся за щетку. А что ему остается здесь, в капиталистической Америке?
Если бы он находился в Советской России, с ним бы, во-первых, никогда такого не случилось, а во-вторых, в Москве есть Коминтерн — Коммунистический интернационал — международная организация, которая объединяла коммунистические партии различных стран, чтобы развивать идеи революционного интернационального социализма. Одной из задач Коминтерна была борьба с несправедливость, в том числе и с расовой дискриминацией.
Таким образом, стихотворение «Блэк энд уайт» призвано было не только Сатирически изобразить жизнь Америки начала ХХ века, но и противопоставить два политических режима — капиталистический, построенный на несправедливости, на эксплуатации миллионов людей, и социалистический, построенный на идее социальной справедливости и раноправия.