«Дым», анализ романа Тургенева
История создания
Роман Тургенева «Дым» был написан за 6 месяцев и опубликован в журнале «Русский вестник» № 3 за 1867 г. Отдельное издание романа вышло в 1868 г.
Замысел романа возник у Тургенева гораздо раньше и связан с историко-философскими и социально-политическими дискуссиями Тургенева с Герценом, Огаревым и Бакуниным в Лондоне 1862 г.
Почти все герои имеют прототипов, чьи фамилии иногда даже созвучны .
Тургенев предостерегал читателей от отождествления героев с современниками. Прототип Ирины — княжна А. С. Долгорукова,
В Татьяне узнавали Ольгу Александровну Тургеневу, троюродную племянницу Тургенева, в которую тот был одно время влюблен и даже собирался жениться.
Название «Дым» было не единственным, Тургенев считал его неудачным. У него был второй вариант — «Две жизни», но главный редактор «Русского вестника» Катков предпочел «Дым».
Литературное направление и жанр
«Дым» — реалистическое произведение, как и все произведения Тургенева. Жанр — общественно-политический роман. Это самый злободневный и полемичный роман Тургенева.
Современники восприняли его как учебник по русской современной истории.
Проблематика
Наиболее важной проблемой Тургенев как западник считал проблему усвоения русским обществом лучших достижений западноевропейской цивилизации. Она поднимается в высказываниях Потугина в ответ на вопрос Литвинова, какие заимствования с Запада полезны для России. Также Потугин говорит о необходимости служить цивилизации.
Тургенев считал, что политическая мысль в России еще не оформилась, политическая и экономическая судьба России тоже не определена. Он подвергал сатирическому осмеянию две группы политических спорщиков. Во-первых, это Губарев и его окружение, которых Тургенев изображает как мнимых последователей идей Герцена .
Более едкой сатире подвергаются представители дворянского общества от высших до низших его сфер. Это группа генералов, представители высшей знати и либералы, которые сближались с реакционными кругами.
Герои повести
Ирина
Ирина совсем не похожа на традиционную «тургеневскую девушку». Тургенев наделяет ее исключительной красотой. Особо писатель подчеркивает глаза, подобные глазам египетских богинь.
Ирина родилась в аристократической дворянской семье Осининых. Бедность этой многодетной семьи была унизительна, Ирина как будто от самого рождения имела право на богатство, роскошь, поклонение. Она презирает свою бедность, после посещения бала это презрение оформляется в ней как страсть к богатству.
Скрытая страсть — ее особенность. С юности в ней заметны лукавство и тщеславие, своеволие и опасная для окружающих страстность. Ее цель — завладеть понравившимся мужчиной.
Став женой аристократа, Ирина испытывает двойственные чувства: с одной стороны, она понимает, что общество аристократов ничтожно, с другой — не способна вырваться из него, оставить его. После разрыва с Литвиновым ее отношение к своему кругу не меняется: она насмехается над теми, у кого подмечает мелкие или смешные черты характера, и даже «безжалостно клеймит» их.
Ирина в глубине души понимает, что не способна изменить свою жизнь, читатель догадывается, что она неискренна с Литвиновым, хотя и любит его страстно. Ирина разбивает Литвинову сердце, предает его дважды.
Литвинов
В начале романа Литвинову около 30 лет. Внешность его приятная, но ничем не примечательная. Литвинов — сын чиновника из купеческого рода и дворянки.
Он 4 года провел за границей, учась агрономии и технологии, чтобы привести в порядок свое запущенное отцом после смерти матери имение. В Баден-Бадене он ждет свою невесту и троюродную сестру Татьяну. Судьба Литвинова определена, он спокоен и прост, пока не встречает юношескую любовь Ирину.
Подчеркивается стихийность его чувств к Ирине, подобных болезни или наваждению. Так случилось с ним и при первой встрече, и через 10 лет. Это не мешает ему быть решительным в отношениях при разрыве: «Кончать, так кончать».
Литвинов не имеет политических убеждений. Он вообще считает, что русским рано иметь политические убеждения. Несмотря на это, он возражает генералу, что назад вернуться невозможно и волю у народа отнять нельзя.
Татьяна
Эта героиня напоминает Пушкинскую Татьяну и невольно ассоциируется с ней у читателя. Она наделена лучшими чертами женской героини: чиста, умна и проницательна, добра и искренна. Литвинов заставляет ее страдать, но она обрывает все отношения, не представляя замужества без любви.
Татьяна уезжает в свое поместье, где они с тетушкой, убежденной демократкой, посвящают свои жизни служению народу, открывают школу.
Больше двух лет прошло, пока Литвинов решился приехать к Татьяне и был прощен.
Потугин
У Потугина нет прототипа, но у него говорящая фамилия. Этот герой предпринимает тщетные потуги к изменению ситуации. Потугин — разночинец, выходец из духовной среды.
В этом герое скрыта авторская западническая позиция демократической части общества. Потугин высказывает также западнические идеи Белинского, учеником которого считал себя Тургенев: о пользе заимствований у Запада, о том, что образованные люди должны нести народу цивилизацию. Потугин считает, что самобытность и роль в истории русского народа сильно преувеличены.
Надворный советник Потугин — единственный, к чьему мнению прислушивается Литвинов. Он же предостерегает Литвинова от незавидной роли любовника Ирины. Темная история Потугина о том, как он покрыл грех значительного лица и женился на едва знакомой ему женщине по просьбе Ирины и любя ее, вставлена Тургеневым в текст романа после журнальной публикации.
Потугин помогает Литвинову не дать разбить Ирине еще одну жизнь, как она разбила жизнь самого Потугина.
Представители высшей знати и губаревского окружения
Основной прием изображения этих групп — сатира и зарисовка с натуры, что несвойственно Тургеневу как писателю.
Генералы говорят об исторических судьбах поместного дворянства и дворянских имений, крестьянской реформе, демократии. Ирина наблюдает за спорами свысока.
Муж Ирины — изысканный щеголь и сноб, он знает о ее измене с Литвиновым и не против нее, если бы… Литвинов был аристократом.
Сюжет и композиция
Основная сюжетная линия сосредоточена вокруг отношений Литвинова и Ирины.
На эту канву нанизываются политические и экономические споры о судьбах России, образы представителей знати, дворян, разночинцев. В начале романа монологов разных героев больше, сюжет развивается вяло. Некоторые современники шутили, что засыпали за чтением.
Но Тургенев довольно органично соединил сюжет и внесюжетные элементы, многочисленные рассуждения.
Среди композиционных приемов — ретроспективный рассказ о первой любви Литвинова и Ирины, вспыхнувшей за 10 лет до основных событий, вставной эпизод о темном деле, связанном с несостоявшейся женитьбой Потугина на Эльзе Бельской и оформлением опеки над ее ребенком.
Особенности стиля
В романе «Дым» нет типичного тургеневского героя . Свои общественно-политические идеи Тургенев «дарит» Потугину, уставшему от жизни и разочарованному. Главный герой Литвинов не склонен к общественной деятельности, далек от политики и мечтает о тихой жизни в поместье.
Роман как бы распадается на сатирические сцены, памфлеты и собственно сюжет, который мог бы уместиться в небольшой повести. Почти щедринская сатира не была свойственна Тургеневу в предыдущих произведениях.
До романа «Дым» Тургенев не писал с натуры. Именно так он изобразил в романе сцену пикника у Баденского замка, вечер у Ратмировой, беседу у Губарева.
Образ дыма — это метафора современной героям жизни. Призрачные, обволакивающие, неясные идеи, постоянно меняющие свою форму. А по содержанию — тот же дым. Этот почти финальный эпизод возвращения Литвинова на родину проясняет деятельную вялость героев, поступки которых Литвинов воспринимает как ненужную игру.
Не дымом в финале оказывается рассудочная любовь Литвинова к Татьяне и народническая общественная деятельность на благо крестьян.