Мережковский Д. С. биография
Дмитрий Мережковский Прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге 2 августа 1866 г. Первое стихотворение в сборнике «Отклик» . В 1884 — 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга «Стихотворения» в 1888 г. Этапный сборник стихов «Символы» . Европейскую известность принесла прозаическая трилогия «Христос и Антихрист» . Автор литературно-критических исследований «Л. Толстой и Достоевский» , «Гоголь и черт» и
В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в окрестностях Жлобина. После нескольких дней в Бобруйске беглецы в середине января 1920 г. добрались до Минске, после выступлений в конце февраля прибыли в Вильно, откуда в первых числах марта уехали в Варшаву. Здесь Мережковский
Вслед за трилогией из русской жизни своеобразные художественно-философские произведения «Рождение Богов » , «Мессия» , «Наполеон» , «Тайна Запада: Атлантида — Европа» , «Иисус Неизвестный» , «Павел и Августин» , «Франциск Ассизский» , «Данте» . Участвовал в рижской газете «Сегодня» и варшавской «За свободу!», был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника «Меч» . Умер 9 декабря 1941 г. в Париже.
Дмитрий Сергеевич Мережковский . Отец — крупный чиновник при императорском дворе. Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах.
Окончил филологический факультет Петербургского университета. В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. » — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона . Вскоре Д. Мережковскому удалось преодолеть инерцию унылой поэтики восьмидесятников и создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в. Как поэт, Мережковский мало повлиял на литературу, но название его сборника «Символы», изданного в 1892 году, оказалось значительным.
Еще в отроческом возрасте Мережковский однажды читал свои стихи Ф. М. Достоевскому, который сурово посоветовал: «Страдать надо, молодой человек, — страдать, а потом стихи писать». Современники Мережковского говорили о «странном» его облике — и духовном, и физическом, говорили о том, что он был немного «марсианин» среди остальных людей. Казалось, что земное существование его мучает, как будто он не любил все «земное». А когда он писал о непрочности жизни, ее бренности, то чувствовалось какое-то оживление и особая заинтересованность.
В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению — символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию , где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма — «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе от общественного утилитаризма к «вечному и бессмертному».
Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения. 1891-1895» продолжал последовательно и методично развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи. После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес ; исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др. В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание стихов.
1883-1910″, куда отобрал те стихотворения, которым «придавал значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции. Дмитрий Мережковский был талантливым прозаиком.
Его идея — изобразить историю человечества как битву между Богом и Дьяволом — была воплощена в произведениях разных жанров . Духовные искания писателя проявились в исторической трилогии «Царство зверя»: пьесе «Павел I» и романах «Александр I» и «14-е декабря». Религиозные искания Мережковского проявлялись в его мечте о «Третьем Завете»; по его мнению, это время должно было непременно настать. В последние годы беллетристику он оставляет и пишет философские эссе о вполне конкретных исторических лицах: о Данте, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном, Наполеоне.
Жизнь Мережковских за границей — это уже совсем другая тема. Единственно, о чем еще хочется вспомнить, — это тот факт, что он был выдвинут на Нобелевскую премию, но присуждена была она И. А. Бунину. Умер Д. Мережковский в Париже в 1941 году.