История создания поэмы медный всадник

Образ Петра в творчестве Пушкина находится в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник». Поэт увидел перед собой Медного Всадника — воплощенный в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медном всаднике» поднимает проблему взаимоотношений государства и личности. Петр у Пушкина — деятель, который угадывает потенциальные силы науки и направляет их на решение громадных задач в один из самых высоких и творческих моментов его жизни, когда рождался гениальный замысел

создания города «на берегу пустынных волн» Невы.

В стилистике «Медного Всадника» отчетливо обозначены два разнородных начала: торжественная ода и смиренная элегия. Это разноречие стиля, стилистическое противоречие вполне отвечало свободному и сложному замыслу Пушкина. Он тяготеет к одической возвышенности там, где звучит тема Петра, и возвращается к элегической задушевности там, где касается темы Евгения.

Для Пушкина были одинаково достоверны и деяния Петра Великого, и страдания безвестного Евгения. Пушкину был близок мир Петра, была понятна и дорога мечта «ногою твердой стать при море». Он

видел, как перед Петром, «мощным властелином судьбы», смирялась «побежденная стихия». Но Пушкин сознавал, какая дорогая цена была заплачена за это торжество, какой ценой был куплен стройный вид Петербурга.

Поэтому в его поэме есть истинная глубина, высокая человечность и суровая правда. Петр, воплощенный в Медного всадника, видится как «мощный властелин судьбы, а не игралище в ее руках». Утверждая непреклонную волю, вселяя ужас, Медный всадник своим величием опровергает мысли о своем бессилии человека перед лицом рока. Восторженное настроение поэта омрачается думой о «противоречиях существенности» и скорбном уделе «малых сил»; возникает новый образ Петра: И, обращен к нему спиною В неколебимой тишине, Над возмущенною Невою Стоит с простертою рукою Кумир на бронзовом коне. Пушкин показывает не только величие Петра, но и его недостатки.

В грозных событиях наводнения не хватает заботы о маленьком человеке. Петр велик в государственных замыслах и жесток и жалок в отношении к личности. Евгений жалок в своей бедности и велик в своей любви к Параше, принижен своим жизненным положением и возвышен своими мечтами о независимости и чести, жалок в своем безумии и высок в своей способности протестовать.

В. Г. Белинский говорил, что «Медный всадник» вместе с «Полтавой» образуют «самую великую «Петриаду», какую только в состоянии создать гений великого национального поэта».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: История создания поэмы медный всадник