Проблема выбора в трагедии В. Шекспира «Гамлет»
Быть иль не быть, вот в чем вопрос.
В. Шекспир. Гамлет
Трагедия У. Шекспира «Гамлет» по праву признана одной из самых великих философских трагедий, поскольку она затрагивает вопросы, на протяжении многих веков беспокоящие мыслящих людей: что такое жизнь и что такое смерть? в чем причина бед и несчастий в судьбе человека? может ли человек избежать или уничтожить зло или нужно принять жизнь такой, какая она есть?
Мы присутствуем при рождении и развитии внутреннего конфликта принца Датского Гамлета. Что же послужило его причиной?
Король,
Призрак отца, сообщив Гамлету настоящую причину смерти короля , призывает принца к мести.
Все это ломает представления Гамлета о мире и своем месте в нем. Больше всего его ранит не сам факт ужасного преступления, а то, что Клавдий сохраняет личину добродетельности и порядочности, а мать-королева стоит рядом с ним:
Нет месяца! И целы башмаки, В которых гроб отца сопровождала…
Так зло и несправедливость входят в жизнь
Принц надевает маску безумия, которая помогает ему скрыть горечь, смятение и боль и дает ему право говорить правду в лицо людям, не приукрашивая ее. Ужасно то, что все принимают болезнь Гамлета за чистую монету.
Гамлет — человек своего времени и живет по его законам, которые требуют немедленной мести за отца. Но принц не желает уподобляться убийце Клавдию, «вору, своровавшему власть и государство». Он хочет не убийства, а разоблачения зла и поэтому выжидает, испытывая при этом тяжкие муки совести из-за своей бездеятельности. Однако эта отсрочка дает ему возможность и время для решения важнейших вопросов о выборе, смысле жизни, судьбах века:
Быть иль не быть, вот в чем вопрос. Смиряться под ударами судьбыИль надо оказать сопротивленьеИ в смертной схватке с целым морем бедПокончить с ними разом. Умереть.
ЗабытьсяИ знать, что этим обрываешь цепьСердечных мук и тысячи лишений, Присущих телу…
Мысли о самоубийстве Гамлет отвергает сразу, поскольку понимает, что это не разрешит проблему и не принесет облегчения его страдающему сердцу.
«Быть» для принца — значит сопротивляться злу, действовать в соответствии со своими убеждениями и верой. Но и здесь не все так просто, поскольку зло заключено не в одном Клавдии, а весь мир вокруг полон несправедливости и обмана. Гамлет берет на себя задачу «восстановить» расшатавшийся век, но осознает, насколько эта задача непомерна для одного человека.
Усугубляя трагедию, Гамлет нечаянно убивает Полония, отца Офелии. Вскоре из-за принца девушка теряет рассудок.
Эти беды подгоняют Гамлета, он укоряет себя за медлительность и нерешительность, ведь месть еще не осуществлена. Но его непокорность и внешнее сопротивление уже сделали свое дело: совесть Клавдия задета, и он лишился покоя, народ в стране ропщет.
Спасаясь от принца и желая его смерти, король посылает его в Англию, но Гамлет разрушил его планы, внезапно вернувшись. С горечью узнает принц о смерти любимой им Офелии. К тому же приехал брат Офелии, Лаэрт, который полон ненависти к Гамлету и жаждет отомстить за своего отца. В отличие от самого Гамлета, чей отец убит коварно и злодейски, Лаэрт не желает ждать и не слишком церемонится в выборе средств мести. Он вступает в сговор с королем, после чего Гамлета приглашают на «дружеский» поединок, где Лаэрт должен ранить его отравленной рапирой.
Перед поединком Гамлет, подозревая очередной обман и злодейство, не изменяет ни себе, ни своим нравственным принципам. Он признает свою вину за нечаянное убийство Полония и просит у Лаэрта прощения.
Лаэрт же начинает предательский поединок, не предупреждая принца об опасности. Постоянно ожидая какого-то очередного несчастья, Гамлет даже не предполагал, насколько трагична будет концовка этой истории. Королева отравлена, король заколот.
Лаэрт и сам Гамлет гибнут от яда, нанесенного на острие рапиры. Но победа остается за Гамлетом, поскольку месть совершена, зло разоблачено, справедливость восторжествовала. Горацио расскажет миру и нам, потомкам, об этой истории, которая не только может подтолкнуть нас к поиску ответов на поставленные в ней вопросы, но и к совершению правильного выбора.