«Она» анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Она» было написано Гумилевым в 1912 г. и опубликовано в сборнике «Чужое небо» . Ахматова, которая стала женой Гумилева в 1910 г., утверждала, что в тексте речь идет о ней. По легенде, Гумилев прислал ей стихотворение в письме, написанном в дальнем путешествии, как признание в любви, но ответа не получил.
Литературное направление и жанр
Стихотворение — образец акмеистической интимной лирики Гумилева. Поэту удалось создать образ возлюбленной, не описывая ее внешность. Для Гумилева важен внутренний
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из пяти строф. Имя возлюбленной не вынесено в заголовок. Местоимение «она» позволяет проследить женское начало в союзе с лирическим героем, который называется местоимением «я».
Стихотворение написано от первого лица. Она — это инь, необходимая часть целого — союза двух сердец. Имена героев в стихотворении неуместны.
Поэтому ошибочным будет анализ стихотворения только как отражения отношений Гумилева и Ахматовой.
В первых трех строфах раскрываются черты характера
Тема стихотворения — восхищение женщиной, возлюбленной лирического героя. Основная мысль: только любовь делает человека счастливым. Состояние счастья дает возможность рассмотреть лучшие черты возлюбленной.
Тропы и образы
Стихотворение начинается с утверждения, что лирический герой знает женщину, которой посвятил стихи. Глагол знаю здесь означает не факт знакомства, а, скорее, познание в библейском смысле: герой проникает в ее душу. Стихотворение и построено как проникновение в душу героини.
В тишине, где слова лишние, вызывают горькую усталость, возникает близко-близко лицо, на котором видны только расширенные зрачки. Через них-то, в их таинственном мерцанье герой видит душу, описанную во второй строфе: она тоже жадно открыта , но не для всего мира, а только медной музыке стиха . Этот странный образ восходит к звучанию духовых инструментов, труб. Речь идет о силе таланта, с которым женщина заявляет о себе.
Лирическому герою трудно понять, как открытая поэзии душа может быть одновременно высокомерна и глуха к чему-то другому. В этой антитезе намечается вопрос, проблема лирического героя. Возлюбленная высокомерна и глуха «пред жизнью дольней и отрадной» . То есть возлюбленная не приемлет удовольствий земной, материальной жизни, которая дарит радость лирическому герою.
В третьей строфе точка зрения лирического героя снова меняется. Это не взгляд максимальной близости, как в первой строфе, и не отстраненные рассуждения о внутреннем мире, как во второй. В третьей строфе лирический герой смотрит на фигуру возлюбленной. Как и в первой строфе, он выделяет ее способность не производить шума. Ее плавный шаг неслышный и неторопливый . Неожиданным становится окончание третьей строфы: «Нельзя назвать ее красивой».
Так лирический герой подчеркивает, что его возлюбленная — земная женщина, что именно к любви обычной женщины он стремится, в ней все его счастье.
Стихотворение вполне могло бы окончиться третьей строфой. Но лирическому герою важно показать собственные взаимоотношения с возлюбленной. В четвертой строфе она предстает как мудрая наставница.
Как и любой мужчина, лирический герой готов положить к ногам возлюбленной все свои победы, которыми он «смел и горд», для нее он ломает стереотипы, жаждет своеволий. Возможно, речь идет о поэзии. Гумилев, открывший в Ахматовой поэтический талант, был поражен его силой, многому учился у нее, отдавая должное «мудрой сладкой боли» , которую она изливала в стихах.
Истома и бред героини, о которых упоминает лирический герой, свидетельствуют о нотках непонимания со стороны лирического героя, хотя и высоко ценящего талант женщины, но опасающегося ее непоследовательности и импульсивности. Говорят, именно эти качества в сочетании с холодностью привели к разрыву Гумилева и Ахматовой.
Последняя строфа изображает женщину в повседневной жизни: в часы томлений, во время сна. Героиня предстает перед читателем в облике, подобном божественному. Даже в часы томлений она остается светлой , а в руке у нее молнии . Женщина сочетает в себе образ грозный, поражающий, прямо Зевс в женском обличье, и свет, смирение, которое не затмевает даже томление.
Последние две строчки раскрывают самое сокровенное, что есть у человека, скрытое от посторонних — мир снов. Они входят в противоречие с истомой, бредом, томлениями женщины, потому что четкие . По этому качеству Гумилев сравнивает их с тенями, которые ложатся на песок. А песок не простой, а «райский огненный» . Наверное, такой песок Гумилев видел вдали от дома, скучая по возлюбленной.
Для создания возвышенного образа Гумилев использует старославянизмы: пред, дольняя, отрадная, своеволие, томление, жажду, истома.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Четкая форма, выверенная композиция — все передает мужскую точку зрения на женскую сущность.