«О красном вечере задумалась дорога…» анализ стихотворения Есенина
История создания
Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» было написано Есениным в 1916 г. и напечатано в сборнике «Голубень» . Есенин отдал это стихотворение вместе с пятью другими для публикации в газете «Биржевые ведомости» еще в 1916 г., но через месяц отказался от публикации.
Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе . Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни. Его сознание странно сочетало крестьянские ценности, любовь
Литературное направление и жанр
В 1916 г. Есенин сблизился с группой поэтов, которые впоследствии были названы новокрестьянскими. Это не было в прямом смысле слова литературное направление, у новокрестьянских поэтов не было ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тематика творчества.
Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских нарядах. Критики обвиняли Есенина в том, что стихотворения поэта — «утрированный лубок, пряник
Жанр стихотворения — пейзажная лирика, в нем есть элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по ушедшей идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет о потере.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — осенний вечер в деревне, грезы-воспоминания о прошлом, о родине и детстве. И пейзаж, и деревенский был одухотворены и оживлены. Основная мысль стихотворения связана с его настроением.
Лирика осеннего вечера наталкивает лирического героя на мысль об утрате . Увядание и умирание дня, осенней природы и человека — звенья одной цепи. Смерть и увядание окружает лирического героя, но нужно уметь жить, зная о смерти, уметь видеть жизнь даже в увядании.
Композиция стихотворения подчинена основной мысли. Стихотворение состоит из 5 строф. В каждой строфе лирический герой пристально смотрит на разные объекты, как будто проходит по деревне. В первой строфе внимание сосредоточено на дороге, кустах, потом на избе.
Во второй строфе мир виден глазами желтоволосого отрока, который из окна избы рассматривает двор и игру галок. Это детство самого лирического героя.
Третья, центральная строфа — сердце стихотворения. Печь традиционно считается самым главным элементом избы. В ней сосредоточена вся деревенская жизнь. Взгляд на ее розовое нутро и на зеленую золу, выпадающую из нее, вызывает у лирического героя печальные мысли о ком-то, кто отсутствует в данной идиллической картинке.
Этот отсутствующий человек не обязательно мертв, он просто перестал быть частью сельского пейзажа, оторвался от родной природы, родного двора и избы: «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы». Четвертая строфа — плач по ушедшему человеку, «тяжелый вздох» по нему самой природы, ветра.
Пятая строфа образует композиционное кольцо с первой. Та же дорога, которая мысленно привела лирического героя в родную избу, в его прошлое, уводит его прочь. А в родном дворе остается все по-прежнему.
Тропы и образы
В основе всей образной системы стихотворения лежит Олицетворение. В деревне, на родине лирического героя, живо все. Дорога задумалась, зола обнимает трубу, ветер шепчет, вздыхает, целует клюв совы. Но явления природы и предметы не просто живы. Они антропоморфны и имеют определенные черты человеческого характера.
Старуха сравнивается с избой , у нее есть челюсть , которым она «жует пахучий мякиш тишины».
Осенний холод крадется ласково и кротко , ветер тонкогубый . Тонкие губы нужны для свиста, а еще злые люди часто поджимают губы. Может быть, ветер сердит на того, кто сгинул в ночи? В то же время, именно его тягучий вздох целует клюв нахохленной , видимо, от ветра, совы. Вздох ветра начинает жить в стихотворении отдельной жизнью, он ныряет звоном тощим .
Даже коровы кивают не просто так, а будто бы одобряя поступок лирического героя.
В образной системе языка важны цвета, звуки, запахи, даже вкус. Начало и конец стихотворения тонут во мраке . От начала стихотворения к концу мрак все сгущается. Вечер перестает быть красным, небо тухнет.
Дорога в сумраке кажется белой. Метафора узорит скользкий ров связана с каким-то промыслом, женской тоскливой работой .
Образ дороги символичен. Это жизненный путь, который увел из деревни лирического героя и теперь в воспоминаниях привел обратно. Скользкий ров , над которым извивается дорога — символ постоянной опасности, слепого случая.
Это смерть, шагающая рядом с живущим.
Еще два символа стихотворения сосредоточены в образах желтоволосого отрока и старухи-избы. Это воплощение детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни.
Неясные и туманные цвета начала и конца стихотворения в середине переходят в яркие и как бы овеществляются. Синь стекла — воплощение неба, желтоволосый отрок — символ самой жизни, зреющих хлебов. Черные галки оттеняют эти яркие краски и контрастируют с модернистским описанием печи.
Свет излучает не только печь, но и глаза отрока , и белая дорога.
Тихие звуки вечера в стихотворении прерываются шепотом ветра, вздыхающим овсом на губах коров. Резкие галочьи вскрики — самый громкий вечерний звук. Он появляется в середине стихотворения вместе с яркими красками.
Но конец стихотворения тоже тонет в тишине: «клюв нахохленной совы» закрыт.
Неологизмы стихотворения созданы по существующей словообразовательной модели: хмарь, лучит, узорит.
Ассонанс и аллитерация рисуют звуки природы. Например, повторение звуков ш, ч в третьей и четвертой строчке первой строфы — материальное воплощение тишины.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрестная.