Арт-терапевтические упражнения для младших школьников
Арт-терапевтические упражнения для младших школьников В данной рубрике представлена выдержка из программы психолого — педагогической арт-терапии.
Программа внеурочной деятельности младших школьников «Разноцветный мир» реализует общекультурное направление внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО. Эта программа актуальна тем, что она широко и многосторонне связывает личностное развитие с общечеловеческими ценностями средствами художественного творчества.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7-9
Наполняемость групп происходит после прохождения детьми, с согласия родителей, психологического тестирования, согласно указанным ранее методикам, направленного на выявление уровней: коммуникативной компетентности, тревог, наличия страхов и фобий, личностных особенностей. Далее учащиеся объединяются в группы, с наполняемостью 8-14 человек.
В результате обучения учащиеся овладеют:
— знаниями
— умениями прилагать усилия для достижения цели, что приводит к развитию волевых качеств;
— навыками использовать продуктивные методы снятия эмоционального напряжения, разрешения фрустрирующих ситуаций.
Познакомятся:
— с эстетической культурой на основе целостного миропонимания;
— с деятельностью по сбору и обработке информации;
— со способами развития творчества через художественную деятельность, слово, творческую деятельность;
— со способами создания собственного нового, оригинального образа;
— с планированием работы с учетом имеющихся ресурсов и условий
— с распределением работы при коллективной деятельности;
— с развитием творческих способностей и достижением высоких результатов преобразующей творческой деятельности человека.
«Соломинка на ветру»
Упражнение выполняется с группой детей, не менее 6 — 7 человек. Все встают в круг вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка».
Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде взрослого: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», — участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Предупреждение: Недоверчивые и робкие Дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Приятные ощущения и улыбка на лицах «соломинок» заставит их побывать в этой роли. Участие в игре взрослых обязательно.
Упражнение «Человек боится…»
Рефлексия
«Боюсь ка»
Цель: Коррекция детских страхов.
«Дотроньтесь до…, кто боится…»
«У страха глаза вели ки»
Ход упражнения: Психолог вместе с детьми встает в круг и предлагает всем представить, что у них большой, огромный страх. «У всех, кто боится, от страха большие глаза», — добавляет психолог. Дети повторяют движения вслед за педагогом. «Но теперь страх уменьшается», — говорит он и делает вновь руками соответствующие движения, предлагая детям повторить его за ним.
Выполняя с детьми упражнение, психолог подводит их к тому, что страх постепенно уменьшается, а затем совсем исчезает. В конце упражнения психолог предлагает детям посмотреть друг на друга и убедиться, что ни у кого из них нет больше «больших глаз» и, следовательно, они ничего не боятся, так как страх исчез.
Рефлексия .
Упражнение «Дерево счастья»
Цель: снижение уровня страха через его преобразование
Для создания этой творческой композиции необходимы два листа рисунков со страхами.
Дети делятся на 2 группы. Каждой группе предлагается на большом листе нарисовать все свои страхи, за тем:
1) один листочек сворачиваем в трубочку страхами внутрь — это будет ствол дерева.
2) ствол расписывается всякими «радостями» — тем, что ее символизирует: улыбки, солнышки, сердечки, цветочки и т. д.
3) верхняя часть ствола надрезается так, чтобы получилась бахрома примерно на 1/3 длины ствола.
4) второй рисунок складывается в несколько раз и из него вырезаются листочки.
5) листочки также расписываются «радостями» и крепятся к бахроме ствола.
Страшные рисунки превратились в Дерево счастья
Рефлексия .
Статья представлена в международном научно — практическом журнале «Смальта «.