«Notre Dame» анализ стихотворения Мандельштама
История создания
Стихотворение «Notre Dame» было написано юным Мандельштамом в 1912 г. и вошло в его первый поэтический сборник «Камень» .
Литературное направление и жанр
В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту акмеизма как его идеальный образец. Суть стихотворения соответствует акмеистическому постулату о том, что поэзия должна находить предмет изображения в обыденном, земном. Акмеизм — поэзия точных слов и осязаемых предметов.
Таким предметом Мандельштам избирает «Notre Dame».
Тема, основная мысль и композиция
Название стихотворения указывает на предмет описания — Собор Парижской Богоматери.
Стихотворение состоит из четырех строф. Каждая строфа — новый взгляд на предмет, новый поворот мысли. Таким образом, целое складывается из гармоничных частей.
Стихотворение подобно величественному собору, который воспринимается лирическим героем как живой организм.
Первая строфа — это взгляд лирического героя изнутри на свод собора. Вторая строфа — описание собора снаружи. Третья и четвертая строфы — более пристальное рассмотрение собора изнутри и снаружи.
Такое перекрестное
Композиция стихотворения связана не только с описанием собора, но и рассуждением разглядывающего его лирического героя о прошлом, настоящем и будущем человечества и его самого в контексте исторического и культурного развития.
Первая строфа описывает прошлое человечества: собор был заложен в конце 12 в. на месте, где когда-то была римская колония. Сравнивая впервые примененную крестообразную конструкцию свода с первым человеком Адамом, Мандельштам обращается к теме первого, нового, открытия в человеческой истории и культуре.
Вторая и третья строфы описывают собор как сочетание трех культур: римской классической античной, галльской и христианской как духовного наполнения материального творения архитекторов.
Третья строфа обращена в будущее. Мандельштам, которому 21 год, стремится к созданию «прекрасного», подобного гармоничному собору, состоящему из «чудовищных ребер».
Мандельштам, как и Адам, должен правильно назвать земные вещи, и в этом предназначение поэта с точки зрения акмеизма. Тема стихотворения — предназначение поэта и его связь с культурным наследием всего человечества. Основная мысль — связь всех предметов и вещей: прошлого и будущего, христианства и язычества, безобразного и прекрасного, художника и его творения.
Тропы и образы
Основную мысль лучше всего отражает основной символ этого стихотворения — камень. Это идеальный материал, воплощение всего земного. Камень наполняется мудростью веков, становясь собором.
Стихотворение построено на контрастах и противопоставлениях. Эта структура продиктована архитектурным стилем собора. Готика — система противоборствующих сил. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности.
Кажущийся изнутри легким свод собора давит с такой силой, что нужны подпружные арки для подержания этого «тарана».
Третья строфа целиком строится на контрастах. Лабиринт и лес — образы горизонтальных и вертикальных препятствий. Лабиринтом иногда выкладывался пол в готических храмах, он был символом пути в горний Иерусалим.
Образ густого леса, в котором заблуждается человек, традиционный для культуры, используется, например, в «Божественной комедии» Данте.
Противопоставляются дуб и тростинка как разнородные элементы собора . В этом противопоставлении философская глубина: человек как мыслящий тростник во всей его уязвимости и непонимании противопоставлен человеку другого мировоззрения, все понимающему и уверенному в себе.
Египетская мощь противопоставляется христианской робости. Рассудочная пропасть — это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.
В последней строфе противопоставлено чудовищное прекрасному, как материал, из которого создаются шедевры , противопоставлен творению человеческих рук.
На олицетворении собора строится все стихотворение. У собора есть чудовищные ребра, свод играет мышцами, распластывая нервы.
Эпитеты стихотворения очень эмоциональны: дерзкий свод, непостижимый лес, чудовищные ребра, недобрая тяжесть. Большинство эпитетов метафорические. Встречаются и отдельные метафоры: «всюду царь — отвес».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвертой строфы-вывода.
Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.