«Две розы» анализ стихотворения Гумилева
История создания
Стихотворение «Две розы» Гумилев написал в 1911 г. Считается, что стихотворение, посвященное рассуждениям о природе любви, написано под влиянием первого года жизни в браке с Ахматовой, к которому так стремился Гумилев. По свидетельству Ахматовой, стихотворение было написано в альбом кузине Гумилева, Марии Кузьминой-Караваевой, и ей же посвящено. Стихотворение было напечатано в сборнике «Чужое небо» .
Литературное направление и жанр
В стихотворении представлены образы, которые можно трактовать как символы.
Жанр стихотворения — философская лирика.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трех строф. В первой строфе Гумилев раскрывает символическое значение образов розы. Благодаря этому и остальные образы нужно трактовать как символы, например, образ райского сада — Эдема.
В первой же строфе обозначено философское противоречие,
Вторая строфа описывает любовь, страсть через изображение ее символов — роз.
В третьей строфе лирический герой формулирует философский вопрос: если любовь божественна, близка к одному из таинств, то почему она так губительна?
Символическая картинка цветущих у ворот роз — это только иллюстрация к философским раздумьям лирического героя. Эти две части стихотворения сочетаются гармонично. Розы описывают первые две строки первой строфы, вся вторая и первая строка третьей строфы . Выводы лирический герой делает во второй части первой строфы и в трех строчках последней.
Тема стихотворения — рассуждения о двойственной природе любви.
Основная мысль: любовь — всеобъемлющее чувство, которое может проявляться по-разному в разном возрасте и у разных личностей. Но любовь всегда возвышает, наделяет любящего почти божественными качествами и возможностями.
Тропы и образы
В стихотворении важны все детали, даже самые мелкие. Розы расцвели не в самом Эдемском саду, а перед его воротами. Они только на «Пороге Знанья», только соприкасаются с божественным.
Важно также, что розы две . Очевидно, они растут по обе стороны ворот. Влюбленных всегда двое, но розы не влюблены друг в друга, они — женское воплощение любви. Лирический герой подчеркивает индивидуальность каждой страсти.
Нежно розовеющая роза сравнивается со смущенной милым девой. Другая роза темно-красная. Этот цвет обозначен сразу и эпитетом пурпурная и глаголом рдеет.
Метафора обожжена огнем любви еще усиливает красный цвет.
Лирический герой не считает, что божественного знанья достойна только одна из роз. Оба этапа любви приближают человека к Богу. Противительный союз а в начале третьей строфы подчеркивает равенство всех влюбленных перед Богом.
Стихотворение богато метафорами, связанными со страстностью. Метафора страстность — детище земли подчеркивает земную природу страсти. Метафора тайна страстного сгоранья — иносказание любви.
Символическое значение имеют в стихотворении образы роз, Эдемского сада, Порога Знанья. Порог Знанья — это символическое определение того, что случилось в Эдеме с Адамом и Евой. Съев запретный плод, человек стал знающим, как Бог . По мысли Гумилева, человек, охваченный страстью, как будто готов съесть запретный плод, стать богоподобным.
Влюбленный человек словно стоит на пороге райского сада. Это уже истоки акмеизма, или, как называли его по-другому, адамизма — направления, в котором образы и восприятие подобны незамутненному восприятию Адама до грехопадения.
В стихотворении Гумилев традиционно ассоциирует первородный грех с любовной связью, а не с вкушением запретного плода.
Все стихотворение написано в высоком стиле, который обеспечивает церковнославянская лексика . Лирический герой, поднимая земную любовь до уровня церковного таинства, уравнивая ее с венчанием, создает и предлагает читателю новую систему ценностей, отличную от христианских.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.