Шолоховская концепция мира и человека
Михаил Александрович Шолохов пришел в литературу с яркими, самобытными произведениями. Произведения Шолохова несут в себе глубокую мысль, их герои отличаются ярким характерами. Писатель обладает даром художника-психолога, блестяще владеет искусством диалога, мастерски пользуется сокровищами народного языка. Сюжеты остродраматичны, действительность предстает во всей бескомпромиссной правде, поражают многообразием жизненные краски в развертываемой автором картине. Сочен юмор, совершенно изображение и людей, и окружающей их природы.
В,,Донских рассказах,, автором разрабатывалась глубокая социальная тема. В них показаны годы гражданской войны, перестройка деревни, революционная ломка старого уклада казачьей жизни. И уже в ранних своих работах писатель постоянно подчеркивает сложность
Молодой художник выступил с рассказами, обнажающими острые конфликты. В его изобретении казачество отнюдь не составляет однородной массы. Художник воссоздает картину борьбы, в которую вступили люди в годы гражданской войны, выявляет классовый характер этой борьбы.
Читатели шолоховских рассказов видят суровые эпизоды битвы за новую жизнь, видят, как класс борется против класса. Но в разных лагерях оказываются самые близкие по родству, кровью близкие друг другу люди. Вспомним сюжеты,,Бахчевника,, или,,Продкомиссара,, . ,,Коловерти,, или,, Червоточины,,. Что сделало врагами героев рассказа,, Родинка,, , первого рассказа начинавшего прозаика, ещ не было видно читателю с достаточной ясностью. А уже в ряде рассказов появлявшихся позднее, постепенно раскрывалось, что казачья молодежь легче рвала с сословными предрассудками старого казачества и вот потому-то и оказывались члены одной и той же семьи на поле сражения врагами.
Сам автор указывал на то, что,, Донские рассказы,, можно рассматривать в известном смысле как некую своеобразную творческую,,предыстории,, его романа,, Поднятая целина,,. Отчетливо проступают также идеино-художественные связи этих рассказов с,,Тихим доном,, . Речь идет, конечно вовсе не только о том и не столько о том, что деиствие вех этих произведений происходит на Дону. Их роднит последовательное развитие патриотической темы Шолоховского творчества — темы раскрепощения и расцвета созидательных сил народа в свободном труде, в строительстве коммунизма, идейная преемственность в обрисовке и развитии характеров и судеб множество действующих лиц столь различных произведений.
В,,Донских рассказах,, с которыми автор дебютировал в литературе, сказалась могучая сила его таланта. Она проявила себя и в мастерстве типизации при обрисовке человеческих характеров, и в пейзажной живописи в эпическом размахе изображения, в психологической углубленности, в философском осмыслении увиденного и показанного читателю.
В содержании, в художественной форме ранних шолоховских рассказов, в этих первых опытах обращения к художественному слову важно увидеть то, что роднит их с произведениями иного масштаба созданными на иной стадии формирования таланта выдающегося нашего писателя. В рассказах, где даны картины беспощадной классовой борьбы, где предстают зловещие портреты врагов, где показано яростное сопротивление силам нового, которое оказывала в донских станицах и хуторах контрреволюцию игравшая на многих привитых казачеству сословных предрассудках, на пережитках прошлого в сознании людей, — темным силам, порожденным волчьим миром насилием и угнетения, противостоят образы борцов за новую жизнь, за Советскую власть, сынов народа, беззаветно преданных идее коммунизма.