Образ времени в одном из произведений литературы XX века. (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
Дон. Из глубокой древности, словно бы из вечности, вытекает эта великая река и утекает в вечность. Издревле племена и народы наводили через Дон переправы, двигаясь с востока на запад. С запада на восток, не задерживаясь или оседая здесь. Меланхлены, авары, половцы, славяне. «Испити шеломом Дону» шла древнерусская дружина на сечу с половцами Князь Дмитрий за спиной русского войска оставлял Дон, чтобы некуда было пятиться и отступать. Спустя века огненным валом катилась по Донщине гражданская война — страшная страница в жизни донского казачества,
Свои молодые сны. Диковинно красив он, черночубый и горбоносый, с острыми плитами скул, обтянутых румяной смуглой кожей. Но придет час, и встанет на виду все у того же куреня угрюмый человек в измызганной солдатской шинели, изрубцованный и побирючьи седой, совсем старик. Все отняли у него, все порушила безжалостная смерть.
Человек рождается на белый свет для счастья. Ему нужно солнце, покой, природа, семья, дети, нормальные условия жизни, но всему этому противостоят обстоятельства, не зависящие от его воли. На донском берегу расположился хутор Татарский. Но вламывается в мирную жизнь хутора страшная, разрушительная, братоубийственная война. Она срывает казака-землепашца с родных мест и ведет на бой. Может ли быть счастлив человек в этих обстоятельствах? Вряд ли. В романе писатель говорит уже не о счастье, а о том, как сохранить в себе человека, что тоже немаловажно и не всем дано.
Не мог отсидеться Григорий Мелехов дома, потому что с малых лет был приучен к седлу и шашке, вспоен рассказами о боевых доблестях донцов, за оскорбление считал отвод от воинской службы, тем более тогда, когда враг топтал родимую землю. Куда ни забрасывала судьба Григория Мелехова. На его долю выпадает много испытаний. Его судьба стала символом трагических судеб русского казачества. Бился казак за родную землю, щедро поливал собственной и чужой кровью полынную степь. Несмотря на это, Григорий остался самим собой до последних страниц романа. Вот он приехал в хутор Татарский после того, как повстанцы соединились с белой армией, вошел в дом, перецеловал детей и стариков, с радостью слушает детское щебетанье, «дрогнувшим голосом» прощается на следующий день с родными. Сжалось его сердце, отъехав далеко и оглянувшись, увидел: у ворот все еще стояла наталья, а ветер «рвал из ее рук черную траурную косынку». Больше он ее никогда не увидит живой. А узнав о смерти жены, «охмелел от страдания». «С величайшим усилием удерживая рыдания», вошел в дом, поздоровался с отцом, а из горницы он вышел постаревший и бледный, беззвучно шевеля синеватыми дрожащими губами, сел к столу, долго ласкал детей, усадив к себе на
Колени. Он разделил серый от пыли кусок сахара, «виновато улыбнулся и сказал: «Вот весь гостинец вам. Вот какой у вас отец.» Тяжело было слушать Григорию рассказ матери о том, что перед смертью Наталья простила его, что любила и
Вспоминала о нем до последней минуты. Он чувствовал себя виноватым в ее смерти. Как видим, в его сердце осталась и доброта, и человечность, а чувство вины теперь еще больше усугубило его страдания. Григорий давно понял бессмысленность братоубийственной войны, он ищет и не находит выхода. Чувствует Григорий, что и у красных, и у белых есть своя правда, поэтому и мечется он, пытаясь понять, на чьей стороне истина. Он любил жизнь, мечтал о счастье, но, к сожаленью, счастью
Людей мешают прежде всего войны. По народной правде! , все должны быть одинаково счастливы, равны и свободны. Но Шолохов постоянно указывает, что все эти законы нарушаются: Листницкий, белые генералы, офицеры презирают простых казаков; пленных красноармейцев гонт по хуторам, чтобы их забили озлобленные люди. Дарья расстреливает в упор Котлярова, мстя за мужа, хотя он не убивал Петра. Митька Коршунов убивает мать, брата и сестренку Кошевого. Мишка сжигает дом Коршуновых и не щадит столетнего деда Гришаку. Много злобы сидит в человеке, мир действительно разорван непримиримо: «белые» защищают свои интересы, «красные» — свои, и примирить их невозможно. Закрыта последняя страница книги, но трудно пережить это бурное и страшное время, о котором так искренне рассказал М. А. Шолохов. Верней любого архива свидетельствует роман о том, что творилось на Дону в дни гражданской войны. От суровой правды уйти нельзя, закрыв смутившую тебя страницу.