“Тихий Дон” – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох


Определяя суть шолоховской концепции гражданской войны, я бы хотела обратить ваше внимание на размышления современных писателей, историков, которым открылось новое видение событий тех лет. так Б. Васильев утверждает: “Это эпопея в полном смысле слова, отразившая самое главное в нашей гражданской войне – чудовищные колебания, метания нормального, спокойного семейного человека. И это сделано, с моей точки зрения, великолепно. На одной судьбе показан весь излом общества. Пусть он казак, все равно он в первую очередь крестьянин, земледелец. И вот ломка этого кормильца и есть вся гражданская война в моем понимании”.
В справедливости сказанного нас убеждает роман-эпопея “тихий Дон”. Шолохов был одним из тех, кто первым заговорил о гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжелейшие последствия. Откуда же писатель черпал эту Правду?
4. Слушание сообщений о творческой истории создания романа-эпопеи “тихий Дон”
(Учащиеся составляют опорную схему. Запись на доске и в тетрадях.)
История создания романа-эпопеи “Тихий Дон”
Мемуарные материалы
Воспоминания очевидцев
Знание Шолоховым истории событий, жизни земляков
5. “мозговой штурм” (в группах)
Можно ли утверждать, что в романе “тихий Дон” широко и полно отражены главные события бурного начала XX в. – Первая мировая война, Февральская


и Октябрьская революции, наконец, война гражданская? Укладывается ли, на ваш взгляд, шолоховский роман в рамки произведений социалистического реализма с непременным показом действительности “в революционном развитии” и конечном торжестве идеологии нового,
Победившего строя? Удалось ли м. а. Шолохову в образах героев, и прежде всего Григория мелехова, передать трагизм эпохи и глубину ее противоречий?
V. Рефлексия. Подведение Итогов Урока
1. Беседа
– Какие эпизоды из жизни писателя позволяют говорить о “трагедии большого художника”?
– Как складывались отношения писателя с властью?
– Как соотносятся художественное творчество м. а. Шолохова и его общественная деятельность, участие в советских организациях?
– Каковы основные приметы художественного мира м. а. Шолохова?
– Каким предстает в произведениях писателя мир донского казачества?
– Почему м. а. Шолохов так подробно описывает в своих произведениях быт, традиции, образ жизни, обычаи донского казачества? Как проявляется в этих описаниях авторская позиция?
– Какова история создания и публикации романа “тихий Дон”?
– Как решается современным литературоведением проблема авторства “тихого Дона”?
2. обобщающее слово учителя
– “.Замечательное явление нашей литературы – михаил Шолохов,- говорил а. Н. толстой.- Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В “тихом Доне” он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа: “тихий Дон” по языку, сердечности, человечности, пластичности – произведение общерусское, национальное, народное”.
Вклад писателя в мировое искусство определяется, прежде всего, тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстает во всем богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы. В его романах поэтическое наследие русского народа соединилось с достижениями реалистического романа XIX и XX вв., им были открыты новые связи между духовным и материальным, между человеком и окружающим миром. Для м. а. Шолохова характерно представление об универсальности жизни; триединство
Его поэтики: человек – общество – природа – выражает одну из особенностей цивилизации, гуманистическое направление всего его творчества.
VI. Домашнее Задание
Знать содержание романа-эпопеи “тихий Дон”.
Подготовить сообщение “Уклад казачьей жизни и сословные традиции, отраженные в первой книге романа “тихий Дон” по предложенному плану, обратив внимание на сцены купания коня (кн. 1, ч. 1, гл. 3), историю жизни аксиньи (кн. 1, ч. 1, гл. 7), покоса (кн. 1, ч. 1, гл. 9), разговор Пантелея Прокофьевича с Григорием (кн. 1, ч. 1, гл. 10), отказ Григория уйти с хутора с аксиньей (кн. 1, ч. 1, гл. 12), сватовство к Наталье (кн. 1, ч. 1, гл. 15). Сделать выводы о том, каковы критерии оценки человека в казачьей среде.
План
Быт казаков. Семейная иерархия. Культ старших. Патриархальные законы (на примере семьи мелеховых).
Труд и развлечения (покос, рыбалка, охота на волка и т. п.). Связь с природой. Отношение к Дону.
Казачья воинская служба. Проводы на войну.
Женитьба или замужество: традиции и обряды.
Взаимоотношения хуторян. Формы обращения и приветствий.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


План конспект на английском языке.
Сейчас вы читаете: “Тихий Дон” – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох