Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)
«Тихий Дон» — грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину народной жизни, раскрывающее в полной мере духовный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса. Все здесь создает ощущение праздника. «Косцы и грабелыцицы одевались будто на годовой праздник»,- говорит автор. Он обращает внимание читателя на яркую, нарядную одежду казаков: «С самого утра зацвело займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом
«Мне радостно, и больше я ничего не хочу»,- говорило ее лицо.
Атмосфера труда — родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с землей. Писатель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотворяет землю,
Донские казаки не только труженики, но и воины. С детства мальчиков учат сидеть в седле, держать шашку. Излюбленное занятие молодых казаков — джигитовка. Из века в век ходят казаки на службу, приходит очередь и Петра с Григорием Мелеховых. Их отец Пантелей Прокофьевич — бывалый казак некогда он получил в императорском полку первый приз за джигитовку. Служба — важное, значимое событие в жизни казака. Пантелей Прокофьевич — уже старик, но отправляя письму сыну, он непременно подписывается не только именем, но и указывает свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов». Огромное, радостное потрясение для него — письмо от сына, в котором тот сообщает о своих воинских заслугах. Пантелей Прокофьевич, как замечает автор, просто «ошпарен радостью». Иметь сына — достойного воина — большая честь для любого казака.
Шолохов поэтизирует мир казачества, но он не идеализирует его. Перед читателем проходит страшная картина расправы над женой Прокофия Мелехова, которую казаки по темноте своей нарекли ведьмой и беременную забили до смерти.
Подробно передает писатель молитвы, в которые свято верили малограмотные казаки: молитва от ружья, молитва от боя, молитва при набеге. Эти молитвы — удивительное сплетение колдовского заговора, фольклорных элементов и подлинной церковной молитвы. Здесь органично сочетаются фразы типа «на море на океане на острове Буяне» и «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Передавались они веками из уст в уста, и обрастали постепенно новыми словами и строчками. Казаки списывают их, «кому какая понравится» и свято верят в их чудодейственную силу.
Аксинья, тоскуя по Григорию, которого вот-вот собираются женить, идет за помощью к «бабунюшке», и та произносит над ней нехитрый заговор.
Привычное дело в казачьей среде — избиение жен. Аксинья знает, какое наказание ее ждет за измену, она приветствует мужа словом «бей». Бьет Степан Аксинью неистово: «Издали на Степана глядеть — казачка человек вытанцовывает».
Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина — глава семьи, отец — авторитет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчиной в семье главное слово. Так ведется исстари. Взрослого парня Григория недрогнувшей рукой протягивает Пантелей Прокофьич костылем вдоль спины, как набедокурившего мальчугана. И если поначалу Григорий дает отпор отцу, то потом все же женится согласно его воле на Наталье Коршуновой. Род, семья — священные понятия для казаков. Несмотря на строгие, жесткие подчас отношения, семья — это единое целое, живущее общими интересами, радостями и бедами. Каждый ощущает свою единую связь с ней, связь с хутором, с родным куренем. Не случайно писатель сообщает читателю историю мелеховского рода. Родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, хутор — вот составляющие духовного мира казаков, мастерски воспроизведенные Шолоховым. Его роман по праву был отмечен самой высокой наградой, наградой мирового уровня — Нобелевской премией.