Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

«Тихий Дон» — грандиозное произведение М. А. Шолохова, рисующее масштабную картину на­родной жизни, раскрывающее в полной мере духов­ный мир донского казачества. Этот мир во всей красе предстает уже с первых страниц романа. Важную роль в его раскрытии играет эпизод лугового покоса. Все здесь создает ощущение праздника. «Косцы и грабелыцицы одевались будто на годовой праздник»,- говорит автор. Он обращает внимание читателя на яр­кую, нарядную одежду казаков: «С самого утра зацве­ло займище праздничными бабьими юбками, ярким шитвом

завесок, красками платков». Писатель под­черкивает единство народа в крестьянском труде, на работу казаки выходят всем хутором. Это добрая ве­ковая традиция, «так повелось исстари». Всюду улыбки, шутки, добрый незамысловатый юмор каза­ков. Радостное состояние переживает Дуняшка, ощу­щая общее настроение. Счастливыми глазами она раз­глядывала луг и встречавшихся по дороге людей.
«Мне радостно, и больше я ничего не хочу»,- говорило ее лицо.
Атмосфера труда — родная стихия для казаков. Они испытывают радость от общения с землей. Писа­тель подчеркивает родство казаков с ней, он одухотво­ряет землю,
такую любимую донским казачеством тема крестьянского труда проходит через весь роман. На воине Григорий бесконечно тоскует о нем. «Хоро­шо бы взяться за чапыги и пойти по влажной борозде за плугом, жадно вбирая ноздрями сырой и пресный запах взрыхленной земли, горький аромат порезан­ной лемехом травы»,- думает он.
Донские казаки не только труженики, но и воины. С детства мальчиков учат сидеть в седле, держать шашку. Излюбленное занятие молодых казаков — джигитовка. Из века в век ходят казаки на службу, приходит очередь и Петра с Григорием Мелеховых. Их отец Пантелей Прокофьевич — бывалый казак некогда он получил в императорском полку первый приз за джигитовку. Служба — важное, значимое событие в жизни казака. Пантелей Прокофьевич — уже старик, но отправляя письму сыну, он непременно подписывается не только именем, но и указывает свое воинское звание: «Твой родитель, старший урядник Пантелей Мелехов». Огромное, радостное потрясение для него — письмо от сына, в котором тот сообщает о своих воинских заслугах. Пантелей Прокофьевич, как замечает автор, просто «ошпарен радостью». Иметь сына — достойного воина — большая честь для любого казака.
Шолохов поэтизирует мир казачества, но он не идеализирует его. Перед читателем проходит страш­ная картина расправы над женой Прокофия Мелехо­ва, которую казаки по темноте своей нарекли ведьмой и беременную забили до смерти.
Подробно передает писатель молитвы, в которые свято верили малограмотные казаки: молитва от ру­жья, молитва от боя, молитва при набеге. Эти молит­вы — удивительное сплетение колдовского заговора, фольклорных элементов и подлинной церковной мо­литвы. Здесь органично сочетаются фразы типа «на море на океане на острове Буяне» и «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь». Передавались они ве­ками из уст в уста, и обрастали постепенно новыми словами и строчками. Казаки списывают их, «кому какая понравится» и свято верят в их чудодействен­ную силу.
Аксинья, тоскуя по Григорию, которого вот-вот со­бираются женить, идет за помощью к «бабунюшке», и та произносит над ней нехитрый заговор.
Привычное дело в казачьей среде — избиение жен. Аксинья знает, какое наказание ее ждет за измену, она приветствует мужа словом «бей». Бьет Степан Ак­синью неистово: «Издали на Степана глядеть — ка­зачка человек вытанцовывает».
Духовный мир казаков во многом раскрывается в их семейных взаимоотношениях. Они строятся на строгом послушании, внушаемом подчас с помощью грубой силы. Мужчина — глава семьи, отец — автори­тет даже для взрослых уже детей. За отцом и мужчи­ной в семье главное слово. Так ведется исстари. Взрос­лого парня Григория недрогнувшей рукой протягива­ет Пантелей Прокофьич костылем вдоль спины, как набедокурившего мальчугана. И если поначалу Гри­горий дает отпор отцу, то потом все же женится со­гласно его воле на Наталье Коршуновой. Род, семья — священные понятия для казаков. Несмотря на стро­гие, жесткие подчас отношения, семья — это единое целое, живущее общими интересами, радостями и бе­дами. Каждый ощущает свою единую связь с ней, связь с хутором, с родным куренем. Не случайно писа­тель сообщает читателю историю мелеховского рода. Родная земля, крестьянский труд от зари до зари, воинский долг, дом, семья, хутор — вот составляю­щие духовного мира казаков, мастерски воспроизве­денные Шолоховым. Его роман по праву был отмечен самой высокой наградой, наградой мирового уров­ня — Нобелевской премией.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Духовный мир донского казачества (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)