Женские образы в поэме А. Ахматовой «Реквием»
Имя Анны Аматовой в читательском представлении ассоциируется с любовной лирикой. И действительно, большинство ее стихотворений, особенно раннего периода, связаны с этим прекрасным чувством. Лирическая героиня ахматовских произведений — любящая, страдающая, живая женщина: Сжала руки под темной вуалью… «Отчего ты сегодня бледна?» — Оттого, что я тер…. Печалью Напоила его до пьяна… Но, говоря о творчестве этой поэтессы, нельзя ограничиваться только любовной лирикой.
В ее стихах звучит выражение гражданской позиции: Нет
Итогом пережитого ужаса стала поэма «Реквием». Ахматова показала через восприятие одного лирического героя трагедию всей страны, целого поколения: Звезды смерти стояли над нами, И безвинная корчилась Русь Под кровавыми сапогами И под шинами черных «Марусь»… Стихотворения, вошедшие в поэму, написаны в разные годы — с 1935 по 1940.
Как любое произведение искусства, «Реквием» имеет
Напечатана поэма была в 1957 года, но и тогда она читалась только в определенных кругах и не была доступна массовому читателю. В этом же году Ахматова написала небольшое прозаическое вступление «Вместо предисловия». В нем поэтесса рассказала об одной встрече в тюремной очереди. Женщина с «синими губами» попросила ее описать все происходящее. Таким образом, «реквием» можно считать и данью памяти, и выполнением клятвы, и отражением собственных переживаний. «Реквием» — поэма сложная, в ней нет, на первый взгляд, целостности, нет единого героя, общей сюжетной линии.
Она вся словно собрана из осколков зеркала, в каждом из которых — новая героиня, новая судьба. И женщина из стихотворений то сливается с личностью автора, то противопоставляет себя другим, то объединяет свою судьбу с судьбами многих. Но всегда, в любом случае, героиня «Реквиема» — женщина, мать и жена. Уже в первом стихотворении «Уводили тебя на рассвете..» картине придано широкое обобщение. Здесь нет личных мотивов, лирическая героиня сравнивает себя со «стрелецкими женами», воющими «под кремлевскими башнями».
Смысл понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем. Личная тема появляется в 3,4,5 стихах. Это и очень точные временные детали , и ласковое обращение , это и характеристика самой лирической героини — «царскосельской веселой грешницы». Но за матерью и сыном встают тысячи подобных жертв, поэтому она стоит, «трехсотая с передачею», в тюремной очереди. Образ матери становится сквозным и главным в поэме.
Ахматова, рассказывая о своей судьбе, о своих страданиях, подразумевает общий характер такой судьбы: Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой, Кидалась в ноги палачу, Ты сын и ужас мой. Более того, название поэмы , христианская символика позволяют сопоставить этот образ с образом Богородицы. Именно эта мысль прямо высказывается в десятом стихотворении поэмы: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел.
Слишком велико страдание матери, теряющей всего ребенка. Ничто не может сравниться с этим горем. Таким образом, Ахматова выходит за рамки выражения личных переживаний.
Поэма многоголосна, в ней сливаются голоса тех женщин, которые стояли в бесконечных тюремных очередях в ожидании «каменного слова», с робкой надеждой на чудо. И поэтесса не может, не вправе забыть это. Она обязана донести весь ужас тех дней до потомков. «Реквием» стал криком измученной души, сотни душ.
Никогда не забудется подобное: Опять поминальный приблизился час. Я вижу, я слышу, я чувствую вас: И ту, что едва до окна довели И ту, что родимой не топчет земли, И ту, что, красивой тряхнув головой, Сказала: «Сюда прихожу, как домой!» «Ревкием» — гениальный сплав судьбы страны и судьбы самой Ахматовой. И мы благодарны этой великой женщине, создавшей поэтическую летопись эпохи.