Москва — Калуга — Брянск — Москва
В октябре наша газета была приглашена в гости сразу в два города — Калугу и Брянск. Расположены они по соседству, поэтому поездка стала небольшим турне, растянувшимся на несколько дней. В эти дни проходили встречи с учителями-словесниками, проводились открытые уроки, шли дискуссии о преподавании нашего предмета.
Ученики Глинищевской гимназии №1 Брянcкого р-на Брянской области
Первая остановка — Калуга. Здесь на базе городского управления образования при активном содействии методиста по русскому языку и литературе Елены Игоревны
Сегодня, когда внешние стимулы для занятий литературой практически исчезли, когда поголовный экзамен отменен , с этим требованием все больше и больше обращаются к нам и Дети, и родители.
Этот разговор был продолжен на курсах повышения квалификации
Если говорить об итогах дискуссий, то получается следующая картина. Нам, учителям литературы, очень не хватает настоящего профессионального общения и — что очень важно — внешнего взгляда на самих себя и на свою работу. Мы видим урок литературы «изнутри» — основные же претензии, которые выдвигает нам общество , формулируются «снаружи». Суть этих претензий проста: школа забирает основное время жизни ребенка, но при этом остается явлением закрытым, таинственным и труднопонимаемым.
Где-то там за ее стенами звенят звонки, дети садятся за парты и изо дня в день, в течение многих лет что-то там такое делают, что в итоге должно наполнить их знаниями, умениями и компетенциями и превратить в образованных людей. Между тем, что же именно происходит за этими стенами, как организовано пространство урока, какой опыт это пространство передает детям, в реальности мало кто знает.
Зато знают многие, что школа способна серьезно затормозить развитие ребенка и отвратить его от образования в целом и от чтения в частности. Воспоминаниями о казенных уроках и неинтересных учителях может поделиться едва ли не каждый. Особенно это касается литературы.
Не секрет, что одно лишь попадание писателя в школьную программу способно посеять к нему стойкую неприязнь у детей.
Почему так происходит? Почему школа, призванная стать для ребенка входом в пространство культуры, в котором он будет в дальнейшем пролагать свои маршруты, оборачивается унылым армейским плацем? Сужая эту общую проблему, спросим себя и о том, почему наши российские школьники в ходе регулярных международных исследований показывают все более низкие результаты по способности читать? Правы ли социологи, с цифрами в руках доказывающие, что именно на этапе школьного образования мы теряем читающее поколение?
Как такое возможно — ведь все образование строится на чтении? Что же такое делаем мы с детьми в школе, если они не приобретают, а напрочь забывают о радости чтения? Число этих вопросов можно множить.
Все они — от глобального до узкого — взаимосвязаны. Понять эту связь важно для всех — и прежде всего для нас, учителей-словесников.
Нам необходимо учиться пересматривать свои подходы к преподаванию, искать новый язык для разговора с детьми. Надо делиться друг с другом опытом, рассказывать о том, как можно интересно организовать чтение на уроке и за его рамками. Надо учиться рефлексировать. Способность честно рассказать о своем опыте и превратить его в опыт тиражируемый — пока еще редкость на нашей педагогической ниве.
Чаще на ней взрастает развесистое наукообразие и сухой методический бурьян. Готовыми шпаргалками для учителя литературы завалены полки книжных магазинов. Учителя же сходятся в одном: хочется перенимать опыт по-другому. Хочется слышать человеческие слова, становиться свидетелями такого разговора о книге, который начинает затягивать с первых же минут. Это очень важно — уметь заинтересовать ребенка книгой.
Над разрешением этой проблемы бьются писатели, библиотекари, издатели, книготорговцы. Между тем многое здесь найдено и давно с успехом применяется и учителями-словесниками. В частности, для распространения их опыта и существует наша газета. И курсы, которые мы увидели в Калуге и Брянске, тоже нацелены на это.
Спасибо их организаторам.
Поиск новых путей преподавания особенно важен сегодня, когда предмет наш стремительно маргинализируется. Интерес выпускников и готовящих их к экзаменам учителей все более сосредоточивается на ЕГЭ с его поверхностными, шаблонными подходами к работе с текстом. В этих условиях честно работающий учитель-словесник начинает чувствовать мощное давление заказа — на снижение планки, на усреднение, на формальную имитацию деятельности.
Об этом тоже с болью говорят словесники.
И вот что скажем в заключение. Критики школьной литературы, к которым принадлежат и управленцы системы образования, часто апеллируют к отрицательному опыту воздействия уроков словесности на учеников. С наличием такого опыта спорить трудно. Но так же трудно не замечать и того в высшей степени профессионального опыта, который есть и может быть использован для оздоровления литературного образования.
Он действительно существует — и в этом мы еще раз убедились, общаясь с калужскими и брянскими словесниками.